Главная История телевидения. Развитие Советского телевидения (часть 7)
22.05.2018
7 мин

История телевидения. Развитие Советского телевидения (часть 7)

Иван Петров

- Автор

Развитие телевидения в 1960-е гг.

29 января 1960 г. принято Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии Советского телевидения». В нем впервые телевидение поставлено в один ряд с печатью и радио. Постановление не только обозначило значение телевидения в общественной жизни, придав ему статус общегосударственного средства массовой информации, но и определило перспективы его роста и совершенствования, форсировало процесс развития телевидения и раскрытия его возможностей. В постановлении приводятся любопытные цифры: в стране около 4 миллионов телевизоров, и в ближайшие годы число их должно вырасти в 5-7 раз. Сеть трансляционных станций охватывает территорию с населением 70 миллионов человек.

В 1961 и 1962 гг. на советском телевидении родилось много интересных передач: «КВН», «Голубой огонек», «Кинопанорама». Эти передачи многие годы будут популярны у зрителя.

B интересах улучшения работы местных студий и выполняя Постановление ЦК КПСС, на московском телевидении стали снимать на кинопленку и рассылать на студии городов в регионы оригинальные программы, спектакли, инсценировки, концертные передачи. Чтобы решить эту задачу, пришлось активно заниматься созданием аппаратуры для записи изображений на магнитную ленту.

В 1960-1962 гг. была открыта подготовка специалистов для телевидения в Московском институте кинематографии и Ленинградском институте киноинженеров. Укрепление телевизионных студий страны квалифицированными кадрами – инженерами, журналистами, режиссерами, операторами было одним из важнейших положений Постановления ЦК КПСС «О дальнейшем развитии Советского телевидения».

Человек-легенда Э. Н. Мамедов

Именно в эти годы на телевидение пришли люди, которые во многом определили творческую судьбу коллективов и художественный уровень нашего телевидения и в центре, и на местах. Среди тех, кого ЦК партии направил на работу в Гостелерадио СССР, был Энвер Назимович Мамедов, человек-легенда на телевидении. Вначале он руководил Иновещанием, а с 1970 г. по 1985 г. возглавлял Центральное телевидение, являясь первым заместителем председателя Гостелерадио СССР. Э. H. Мамедов стоял у истоков первых советских сериалов и легендарных «Голубых огоньков», радиостанции «Маяк» и телепрограммы «Время». За его плечами был фронт в 1941-1942 гг., работа в Италии пресс-секретарем посольства, участие в Нюрнбергсском процессе в составе советской части Международного трибунала. Несколько лет работал в США главным редактором журнала «СССР» на английском языке (он владел несколькими иностранными языками). Огромный вклад Э. Н. Мамедов внес в развитие стратегии телерадиовещания, создание спектаклей, фильмов‚ которые составляют золотой фонд отечественной культуры. О его уважительном и внимательном отношении к коллегам вспоминают до сих пор.

Телевидение, как и вся журналистика того времени, добросовестно служило партийной пропаганде. В своей повседневной деятельности работники телевидения и радио ориентировались на указания ЦК КПСС, поэтому роль постановлений, как и выполнение решений в активном использовании электронных СМИ в политической и культурной работе среди населения, оказывалась весьма заметной.

Вслед за постановлением ЦК КПСС 1960 г. «О дальнейшем развитии Советского телевидения» в 1962 г. выходит еще одно: «О мерах по дальнейшему улучшению работы радиовещания и телевидения», где внимание творческих работников обращается на поиск новых форм и средств выражения. В нем говорится, что «в настоящее время почти каждый советский человек регулярно слушает радио, а каждый седьмой-восьмой смотрит телевидение. Но не все работники радиовещания и телевидения хорошо понимают, что им поручены сильнейшие средства воспитания масс». Столь пристальное внимание к содержанию программ и техническому развитию телевидения было связано с пониманием его особой роли в системе пропаганды и все возрастающей роли и значения в обществе.

Видеозапись в отечественном телевидении

1960 г. – год начала освоения отечественным телевидением видеозаписи.

20 февраля в газете «Советская Россия» напечатана заметка «Это Вы увидите сегодня». В ней сообщается, что «во Всесоюзном научно-исследовательском институте звукозаписи создана оригинальная конструкция, позволяющая записывать изображение на магнитную ленту. Аппарат этот назван видеомагнитофоном. Без всякого «проявления», необходимого при обработке кинопленки, прямо с магнитной ленты специальная аппаратура снимает сигналы, преобразует их и посылает на экраны телевизоров – смотрите! Сегодня в 16 часов 15 минут Центральная студия телевидения проводит первую опытную передачу при помощи видеомагнитофона. Будет показан концерт, изображение и звук которого запишут на магнитофонную ленту, а через несколько минут телезрители снова увидят этот же концерт‚ но уже переданный с магнитной ленты. Все так и было. Зрители увидели концерт дважды в эфире: сначала в прямой трансляции, а затем в записи. На следующий день об этом концерте и новом телевизионном чуде писали все газеты.

События 1960-х годов

Летом 1960 г. началось строительство Останкинской башни, а весной 1961 г. оно было приостановлено: возникли сомнения в надежности грунта под фундаментом. Строительство было возобновлено в 1963 г. и шло 4 года. Необходимость строительства Останкинского телецентра диктовалась растущими объемами вещания. Решить эту задачу на технической базе Московского телевизионного Центра на Шаболовке не представлялось возможным. Не хватало студий, кроме того, не было возможности установки дополнительных передающих антенн на башне Шухова, которая и так была предельно нагружена. Все это и определило необходимость строительства нового телевизионного комплекса на новом месте, с новой, более высокой телевизионной передающей башней. Впервые в мировой практике все помещения радиотелевизионной передающей станции размещались не рядом с башней, а внутри нее.

В 1962 г. в СССР отменена абонентская плата за пользование телевизорами. Сегодня редко кто помнит, что таковая была в стране. Решение об ее отмене было связано с существующем твердым убеждением, что средства массовой информации и пропаганды, как они назывались в те годы, должны предоставляться населению бесплатно.

1 сентября 1964 г. в 20 часов 29 минут по 2-й программе Центрального телевидения в эфир вышла первая 7-минутная передача «Спокойной ночи, малыши!». Сегодня передачу смотрит уже третье поколение россиян. У программы нет аналогов в мире по продолжительности существования, a, следовательно, и по популярности – ее с нетерпением ждут и дети, и взрослые.

Герои передачи – всеми любимые персонажи Хрюша, Степашка, Филя, Каркуша и Мишутка. Каждый день в уютном доме, полном чудес, забавные кукольные зверушки встречают взрослых друзей, узнают много нового и делятся своими открытиями с маленькими телезрителями. Программа призвана развивать у детей с самого раннего возраста творческие задатки и воображение, научить их элементарным, но таким необходимым вещам, как ежедневная зарядка, утренний и вечерний туалет, навыки счета и рисования. В 1997, 2002 и 2003 гг. передача «Спокойной ночи, малыши!» получала премии «ТЭФИ» как лучшая среди детских программ отечественного телевидения. В 2013 г.программа отметила свой юбилей – 50 лет существования.

В 1965 г. в CCCP начинает вещание третья – учебно-образовательная программа Центрального телевидения. Для руководства подготовкой и проведением передач учебного телевидения было создано творческое подразделение и методический совет из представителей заинтересованных ведомств, организаций и Министерства образования СССР. Их задачей становится подготовка телевизионных уроков в помощь школьному учителю и включение этих передач в расписание занятий.

В 1967 г. вводится в действие ТЦ «Останкино». Его ввод позволит начать в стране регулярные передачи цветного телевидения с передатчиков и антенн самой высокой в мире Останкинской телебашни. До этого все передачи шли из студий на Шаболовке через антенны Шуховской башни. B 1967 г., когда в эксплуатацию была принята первая очередь строительства, из Останкино началась трансляция четырех телевизионных и трех радиовещательных программ. Через год была запущена в эксплуатацию вторая очередь строительства, что обеспечило трансляцию цветного изображения.

Ввод в действие ТЦ «Останкино» и развитие сети наземных и космических систем связи позволили транслировать из Москвы несколько телевизионных программ. И это было чрезвычайно важным событием в развитии отечественного телевидения.

Мы – единственная страна в мире, имеющая поясное вещание. У нас 11 часовых поясов. И в каждом из них люди смотрят Москву в удобное для них время. Это стало возможным благодаря вводу Останкинского телерадиокомплекса и организации так называемого поясного вещания. Поясное вещание, как нетрудно догадаться, – вещь дорогая, и в рыночных условиях не все каналы могут себе это позволить. Каждый дубль – это не только дополнительное оборудование, это дополнительный персонал, расходы на трансляцию и т. д.

1 октября Центральное телевидение СССР начало трансляцию программ в цветном изображении. День открытия цветного телевидения получил название «Радуга, зажгись!». В витринах больших магазинов на улице Горького, в Даниловском универмаге и других местах Москвы были установлены цветные телевизоры. Перед ними толпились зрители, вглядываясь в «радужную» программу – дома практически ни у кого не было цветных телеприемников, их массовый выпуск еще предстояло наладить.

Внедрение цветного телевидения открыло широкую возможность для повышения качества и позволило значительно повысить эмоциональность восприятия телевизионных передач и увидеть изображения в естественных красках.

В день 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции – 7 ноября 1967 г. Центральное телевидение впервые транслировало в цвете с Красной площади военный парад и демонстрацию трудящихся.

1 января 1968 г. в 21:00 впервые в эфир вышла информационная программа «Время». Программа вышла на смену «Телевизионным новостям», которые назывались так после размежевания с радио в 1960 г.

Считалось, что программу «Время» смотрело практически все взрослое население страны, то есть 150-180 миллионов человек. В редакции информации, готовившей программу «Время» всегда работали профессионалы, люди, прекрасно знающие свое дело. Информационно-аналитическая программа «Время» побила все рекорды долголетия на отечественном телевидении. Став главной информационной программой страны, с 1972 г. программа не изменяла хронометраж – 30 минут и время выхода в эфир – 21:00. Программа «Время» была и остается главным источником информации для всей страны.

Конец седьмой части, продолжение далее.

Автор: Костоусов Владимир Порфирьевич, «Телевидение в лицах, цифрах и событиях».

Похожие статьи