Главная История жанра подкаст
24.11.2022
7 мин

История жанра подкаст

Иван Петров

- Автор

С тех пор, как зритель «перешел»‎ из телевидения и радио в Интернет, наверное, и дня не проходит, чтобы мы не услышали слово «подкаст»‎. И если в самом начале подкасты больше напоминали простые «разговоры на кухне»‎ (во многом такая «ламповость»‎ формата и поспособствовала его популярности), то сейчас формат значительно усложнился.

Сегодня подкасты — это один из самых удобных и широко используемых инструментов для продвижения бизнеса, развития собственного бренда и в целом создания сообщества вокруг какой-то тематики (или проблематики).

В этой статье расскажем, что такое подкаст, как образовался и развивался жанр подкастинга, а также поговорим о росте популярности подкастов в России и самых популярных подкастах на русском языке.

Что такое подкаст и подкастинг простыми словами?

Подкастинг (подписное вещание, от англ. podcasting, от iPod и англ. broadcasting — широковещание) — это процесс создания и распространения звуковых (а позднее — и видео) файлов. Более поздняя расшифровка термина podcasting — Personal On Demand broadCASTING, «вещание по запросу».

Подкасты — это современный вариант радио- или телепередачи, выпуски которой можно скачать или прослушать онлайн в любое удобное время, а также перематывать или пропускать. Главное качество подкастов — возможность подписки на обновления.

Как правило, выпуски подкаста посвящены определенной тематике и публикуются с некоторой периодичностью на одной (или нескольких) площадках.

Подкасты пришли из андерграунда?

В конце 19 века изобрели радио как форму беспроводной связи, которая в дальнейшем переросла в радиовещание и стала официальным средством массовой информации.

Однако не все могли получить государственную лицензию на радиовещание и попасть в официальный эфир. Так появилось первое «пиратское»‎ радио.

Пиратское радио в конце 1950-х

В 1958 году начала вещание датская пиратская радиостанция Radio Mercur— с корабля, пришвартованного в международных водах. Т.е. разрешения датских властей на вещание не требовалось — так радиоэнтузиастам удалось обойти законодательство.

«Иллюзия независимого радио»‎

Прообразом современного подкаста считается созданный в 1989 в Ростове-на-Дону советский самиздатовский аудиопроект — радиопрограмма «Иллюзия независимого радио»‎.

Журналисты Галина Пилипенко и Валерий Посиделов записывали аудиовыпуски в дополнение к издаваемому ими же журналу «Ура Бум-Бум!»‎, посвященному культуре российского музыкального андеграунда.

В силу цензуры выйти в радиоэфир официальным способом было невозможно, поэтому «радиопрограммы»‎ записывались в домашней студии и тиражировались на магнитофонных бобинах и кассетах. Выпуски «Иллюзии независимого радио»‎ сначала распространялись в кругу друзей, а позднее и по подписке по всей стране.

Первое интернет-радио

В 1993 году в США появилось первое интернет-радио — Internet Radio Talk. Это было еженедельное шоу-интервью на компьютерную тематику. Записи эфиров распространялись в формате аудиофайлов, которые нужно было скачивать. Создатель Internet Radio Talk Карл Маламуд рассказывал, что слушатели могли приостанавливать и перезапускать аудиофайлы по своему желанию, а также пропускать записи, которые им не нравились.

Закон о телекоммуникациях 1996 года

В 1996 году в США приняли Закон о телекоммуникациях — для сохранения прибыльности радиостанций. Принятие этого закона обернулось потерей разнообразия в радиокультуре — крупные корпорации вроде Clear Channel (сейчас iHeart Media) начали скупать теле- и радиостанции. В результате независимым артистам стало намного сложнее делиться своими работами с широкой аудиторией.

Этот фактор стал одним из триггеров для развития любительского аудиоблоггинга.

RSS, MP3 и iPod

Появлению подкастов в современном виде способствовало распространение нескольких технологий: RSS, аудиоформата MP3 и цифровых аудиоплееров.

RSS-формат (Really Simple Syndication, «действительно простой доступ к информации»‎) в 2000 году создал разработчик и по совместительству блогер Дэйв Винер. С тех пор пользователи получили возможность, не заходя на сайт, отслеживать обновления контента, который доставлялся по подписке с помощью специализированных сервисов — RSS-агрегаторов.

В 2001 году Винер продемонстрировал, как делиться медиафайлами через RSS, выложив песню «Grateful Dead» в своем блоге «Scripting News».

Первый подкаст

Тем не менее в течение двух лет технология не находила понимания среди пользователей и других разработчиков. Однако уже в 2003 Винер создал RSS-фид c аудио для блога своего коллеги Кристофера Лайдона, бывшего репортера New York Times и телеведущего. До этого у Лайдона был только текстовый RSS-канал. Винер же с друзьями собрали для Лайдона портативную студию звукозаписи, в которой тот проводил интервью с политиками, учеными, блоггерами — и выкладывал аудио в MP3-формате в свой Гарвардский блог.

Адам Карри

Крестным отцом и главным популяризатором подкастинга, однако, считается Адам Карри, бывший ведущий MTV, а позднее создатель популярного подкаста «The Daily Source Code»‎. Вместе с Винером он также активно популяризировал технологию RSS.

Карри сетовал на то, что не мог слушать свои любимые ток-шоу по дороге на работу, и в результате совместно с разработчиком Кевином Марксом на основе Apple Script они написали iPodder — программу, благодаря которой выпуски скачивались прямо в плеер при подключении к компьютеру. В 2004 Apple засудили их за использование названия, а в 2005 году добавили в iTunes раздел с подкастами — так они стали первой площадкой для публикации подкастов.

Слово «подкастинг» впервые прозвучало в 2004 году в статье «Звуковая революция» британского журналиста Бена Хаммерсли для The Guardian.

Тогда он рассуждал: “MP3-плееры есть у каждого второго, программное обеспечение для записи звука дешевое или вовсе бесплатное, а блоги — устоявшаяся часть Интернета. Есть все ингредиенты для нового бума в любительском радио. Но как назвать новый жанр: «Аудиоблоггинг? Подкастинг? Партизанские медиа?»‎”‎ Как мы знаем, прижился именно «podcasting» — по одной из версий, скрещение слов iPod и broadcasting — «вещание».

Развитие подкастинга в России

У истоков современного подкастинга в России стоял Василий Стрельников, бывший радиоведущий и «голос MTV». В 2005 году он открыл первый подкаст-хостинг RPod.ru, который просуществовал до 2015 года (Стрельников закрыл его со словами «подкастинг в России мертв», но это уже другая история). На хостинге Стрельников запустил собственный подкаст The Big Podcast, на примере которого хотел показать российскому слушателю, что такое подкасты и как они делаются (в то время в США подкастинг стремительно развивался, а в России почти не было качественных радиошоу).

«Радио-Т»

В 2006 году в сети запускается русскоязычное еженедельное радиошоу о высоких технологиях «Радио-Т»— совместное производство русских IT-шников, проживающих в России, Украине, США и Великобритании. (Предшественником проекта был подкаст Daily Geek Show, однако он был закрыт из-за творческих разногласий ведущих).

«Радио-Т»‎ быстро нашло отклик у аудитории благодаря профессиональной компетенции ведущих и высокого качества аппаратуры. Сейчас аудитория проекта насчитывает до 100 тыс. человек, 1% из которых слушают его в прямом эфире и общаются в чате.

PodFM.ru

В 2008 у хостинга Стрельникова RPod.ru появляется полноправный конкурент на рынке — ежедневный аудиожурнал PodFM.ru, который создал будущий основатель «Нетология Групп»‎ Максим Спиридонов. Команда площадки привлекала к проекту независимых журналистов и помогала им с монтажом.

Создатели проекта хотели «поднять подкастинг в Рунете на новый уровень»‎, однако тогда качественного скачка не случилось.

«Медуза»

Прорыв в российской индустрии подкастов произошел в 2017 году — благодаря «Медузе», которая вовремя рассмотрела потенциал. Как рассказывала Лика Кремер (создатель и руководитель отдела подкастинга в «Медузе»), понимая, что индустрия готова расти, редакция «Медузы» основала собственную студию для записи подкастов.

В 2019 году Лика Кремер вместе с Екатериной Кронгауз (чуть позже к ним присоединился Андрей Борзенко) открывают свою студию «Либо/Либо», которая сегодня, кажется, знакома каждому второму подкастеру.

С ростом аудитории подкасты стали привлекать большие рекламные бюджеты со стороны брендов. Так, по данным IAB Russia, в 2021 году компании потратили на продвижение в подкастах 330 млн.

В 2020 году к подкастам стали «обращаться» и крупные бренды (свою роль в этом сыграла пандемия): подкасты запустили СберЗвук, Кинопоиск, Лайфхакер и другие.

В 2022 году свой подкаст ведут топовые блогеры. Например, Саша Митрошина («Матерь Бложья» — она рассказывает о продвижении собственного бренда в соцсетях и полезных привычках), отец российского веб-дизайна Артемия Лебедева («Самые честные новости»), Сергей Мезенцев («Сережа и Микрофон») и многие другие.

Сегодня подкастинг в России — крайне перспективная сфера и для бизнеса, и для продвижения личного бренда. Причина проста: слушатели любят этот формат.

Если и вы хотите засать свой подкаст и находитесь в Москве — приглашаем вас на запись в нашу студию для стримов и подкастов, где можно сделать профессиональную запись с видеоверсией.

Похожие статьи