Главная История телевидения. Основные даты и события (часть 3)
21.05.2018
9 мин

История телевидения. Основные даты и события (часть 3)

Иван Петров

- Автор

Радио и его изобретатель А. С. Попов

В истории не бывает случайностей. Не случайно изобретение радио и кино приходится на 1895 г. Без объединения этих двух изобретений не могло быть телевидения. «Великий невидимка», как называли радио, и «великий немой» – кино, должны были соединиться, чтобы родилось телевидение, которое объединило звук радио и движущиеся изображения кино.

В 1895 г. в Санкт-Петербурге Александр Степанович Попов провел впервые свои опыты по передаче электрических сигналов без проводов.

И в этом же году братья Люмьер Луи и Огюст продемонстрировали свое изобретение – аппарат, который называли «кинематограф». На растянутом белом полотне в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже впервые ожили кадры, сделанные «кинематографом». На них были рабочие, проходящие через центральные ворота фабрики «Люмьер и сыновья». А началось все для братьев Люмьер с кинетоскопа Эдисона, предназначенного для просмотра передвижных картинок. Его купил отец братьев-изобретателей – Антуан Люмьер, предложив сыновьям сделать свой аппарат, но лучше, чем аппарат Эдисона. Они сделали это, применив в качестве скачкового механизма грейфер. Известно, что главной частью кинематографа является именно скачковый механизм для быстрой, прерывистой смены изображений.

Грейфер – это единственное оригинальное изобретение Люмьеров, но уже в 1896 г. грейфер был заменен другим, более совершенным скачковым механизмом. Но именно на долю их аппарата выпала самая громкая слава, поскольку соединение хотя и известных элементов дало новый технический эффект, с которым человечество раньше не встречалось.

Распространение кинематографа в России с момента его изобретения шло очень быстро и, несомненно, влияло на интерес к разработке и развитию телевидения. Зрителей поражало и привлекало движущееся изображение на экране.

Начинающий тогда журналист, впоследствии известный писатель М. Горький, написал о своих впечатлениях от кинопоказа 1896 г. в газете «Нижегородский листок»: «На вас идет издали курьерский поезд – берегитесь!.. Безмолвный, бесшумный локомотив у самого края картины… Публика нервно двигает стульями – эта махина железа и стали в следующую секунду ринется во тьму комнаты и все раздавит… Ваши нервы натягиваются, воображение переносит вас в какую-то неестественно однотонную жизнь, жизнь без красок и без звуков, но полную движения…»

Вернемся к изобретателю радио. Суть изобретения нашего соотечественника Попова состояла в том, что он не только соединил все уже известные изобретения, сделанные до него, но и заставил работать принимаемый радиосигнал. Подобное сделал, усовершенствовав систему, и итальянец Гульельмо Маркони, но позже. Историки утверждают, что никаких документов более ранних лет, подтверждающих работу Маркони в этой области, никто никогда не видел. Но вопрос приоритета в изобретении периодически возникает. Уж слишком большое значение приобрело радио и в целом электронные СМИ в истории человечества.

Гульельмо Маркони (1874-1937)

А. С. Попов не любил публиковаться, а бороться за патентную чистоту своих изобретений вообще считал малодостойным занятием. К тому же военное ведомство сразу засекретило его работу по передаче сигналов без проводов. Иначе к своим разработкам относился оппонент. Маркони отказали в патенте во Франции, Германии, Америке, России, он запатентовал свою установку в Англии. Это произошло в 1897 г., то есть спустя два года после демонстрации 7 мая 1895 г. Поповым своего прибора.

О том, что в изобретении радио нет двух лиц, очень четко сказал ученый с мировым именем, основоположник и создатель нелинейного физического мышления, академик Леонид Исаакович Мандельштам в предисловии к своей книге «Из предыстории радио»: «Есть один изобретатель радио, Попов, который первым в мире использование электрических волн для связи превратил в практическую систему радио-связи».

«Телевидение» (фр. television)

В 1900 г. впервые введен в оборот термин «телевидение» (фр. television). Он введен в оборот русским военным инженером, преподавателем кадетского корпуса из Санкт-Петербурга Константином Дмитриевичем Перским на Международном электротехническом конгрессе в Париже. Читая на французском языке доклад «Современное состояние вопроса об электровидении на расстоянии», он впервые употребил слово «телевизион». Термин получил распространение во всем мире.

Но было время, когда введение в оборот термина «телевидение» приписывалось французам. Дело в том, что К. Д. Перский с докладом подобной тематики выступал и ранее, в 1899 г., на электротехническом съезде в Петербурге. Доклад был опубликован во Франции, что и послужило, как утверждает историк телевидения В. А. Урвалов, поводом утверждать, что автором термина «телевидение» был некий француз Перски.

Термин «телевидение», получив распространение во всем мире, на родине К. Д. Перского длительное время не находил широкого применения. До середины 1930-х гг. в отечественной литературе кроме термина «телевидение» можно было встретить «электровидение», «электрическую телескопию», «радиотелескопию», «дальновидение» и ряд других. В начале 1930-х гг. чаще всего этими терминами (кроме «телевидения») и предпочитали пользоваться ученые. Даже известный петербуржец профессор В. Л. Розинг в своих публикациях называл передачу изображений на расстояние чаще всего электрической телескопией, позднее – дальновидением.

В 1907-1911 гг. Борис Львович Розинг проводит опыты с катодной трубкой в Санкт-Петербурге. Это был первый реальный шаг, который сделал преподаватель Петербургского технологического института в электронное телевидение. Правда, Б. Розингу удалось создать электронным способом только очень простые изображения (крест и решетку). Через четыре года, в 1911 г., Б. Розинг в своей лаборатории вновь демонстрирует опыты, уже с передачей изображения. На экране приемника со спичечный коробок удается получить четкое изображение белых полос на темном фоне. Но именно от этого маленького экрана и ведет свою родословную современное телевидение.

Нижегородская радиолаборатория

В 1918 г. в Нижнем Новгороде создана радиолаборатория с мастерской. Это был первый научный центр страны в области радио- и телетехники, радиовещания и телевидения. Конечно же, решение руководства страны о создании в условиях голода и разрухи такого института, как Нижегородская радиолаборатория, было революционным. В лаборатории работала группа специалистов под руководством профессора Михаила Александровича Бонч-Бруевича. В кратчайшие сроки здесь был создан радиотелефон и активно велась разработка «радиотелескопа» – прообраза телевидения, который должен был позволить при его усовершенствовании «видеть на экране подвижное изображение говорящего человека при радиотелефоне».

Михаил Александрович Бонч-Бруевич

ИСТОРИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ДАТЫ И СОБЫТИЯ (ЧАСТЬ 3)

Радио и его изобретатель А. С. Попов

В истории не бывает случайностей. Не случайно изобретение радио и кино приходится на 1895 г. Без объединения этих двух изобретений не могло быть телевидения. «Великий невидимка», как называли радио, и «великий немой» – кино, должны были соединиться, чтобы родилось телевидение, которое объединило звук радио и движущиеся изображения кино.

В 1895 г. в Санкт-Петербурге Александр Степанович Попов провел впервые свои опыты по передачеэлектрических сигналов без проводов.

Александр Степанович Попов (1859-1906)

И в этом же году братья Люмьер Луи и Огюст продемонстрировали свое изобретение – аппарат, который называли «кинематограф». На растянутом белом полотне в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже впервые ожили кадры, сделанные «кинематографом». На них были рабочие, проходящие через центральные ворота фабрики «Люмьер и сыновья». А началось все для братьев Люмьер с кинетоскопа Эдисона, предназначенного для просмотра передвижных картинок. Его купил отец братьев-изобретателей – Антуан Люмьер, предложив сыновьям сделать свой аппарат, но лучше, чем аппарат Эдисона. Они сделали это, применив в качестве скачкового механизма грейфер. Известно, что главной частью кинематографа является именно скачковый механизм для быстрой, прерывистой смены изображений.

Луи Жан Люмьер (1864—1948) и Огюст Луи Люмьер (1862—1954)

Грейфер – это единственное оригинальное изобретение Люмьеров, но уже в 1896 г. грейфер был заменен другим, более совершенным скачковым механизмом. Но именно на долю их аппарата выпала самая громкая слава, поскольку соединение хотя и известных элементов дало новый технический эффект, с которым человечество раньше не встречалось.

Распространение кинематографа в России с момента его изобретения шло очень быстро и, несомненно, влияло на интерес к разработке и развитию телевидения. Зрителей поражало и привлекало движущееся изображение на экране.

Начинающий тогда журналист, впоследствии известный писатель М. Горький, написал о своих впечатлениях от кинопоказа 1896 г. в газете «Нижегородский листок»: «На вас идет издали курьерский поезд – берегитесь!.. Безмолвный, бесшумный локомотив у самого края картины… Публика нервно двигает стульями – эта махина железа и стали в следующую секунду ринется во тьму комнаты и все раздавит… Ваши нервы натягиваются, воображение переносит вас в какую-то неестественно однотонную жизнь, жизнь без красок и без звуков, но полную движения…»

Вернемся к изобретателю радио. Суть изобретения нашего соотечественника Попова состояла в том, что он не только соединил все уже известные изобретения, сделанные до него, но и заставил работать принимаемый радиосигнал. Подобное сделал, усовершенствовав систему, и итальянец Гульельмо Маркони, но позже. Историки утверждают, что никаких документов более ранних лет, подтверждающих работу Маркони в этой области, никто никогда не видел. Но вопрос приоритета в изобретении периодически возникает. Уж слишком большое значение приобрело радио и в целом электронные СМИ в истории человечества.

А. С. Попов не любил публиковаться, а бороться за патентную чистоту своих изобретений вообще считал малодостойным занятием. К тому же военное ведомство сразу засекретило его работу по передаче сигналов без проводов. Иначе к своим разработкам относился оппонент. Маркони отказали в патенте во Франции, Германии, Америке, России, он запатентовал свою установку в Англии. Это произошло в 1897 г., то есть спустя два года после демонстрации 7 мая 1895 г. Поповым своего прибора.

О том, что в изобретении радио нет двух лиц, очень четко сказал ученый с мировым именем, основоположник и создатель нелинейного физического мышления, академик Леонид Исаакович Мандельштам в предисловии к своей книге «Из предыстории радио»: «Есть один изобретатель радио, Попов, который первым в мире использование электрических волн для связи превратил в практическую систему радио-связи».

«Телевидение» (фр. television)

В 1900 г. впервые введен в оборот термин «телевидение» (фр. television). Он введен в оборот русским военным инженером, преподавателем кадетского корпуса из Санкт-Петербурга Константином Дмитриевичем Перским на Международном электротехническом конгрессе в Париже. Читая на французском языке доклад «Современное состояние вопроса об электровидении на расстоянии», он впервые употребил слово «телевизион». Термин получил распространение во всем мире.

Но было время, когда введение в оборот термина «телевидение» приписывалось французам. Дело в том, что К. Д. Перский с докладом подобной тематики выступал и ранее, в 1899 г., на электротехническом съезде в Петербурге. Доклад был опубликован во Франции, что и послужило, как утверждает историк телевидения В. А. Урвалов, поводом утверждать, что автором термина «телевидение» был некий француз Перски.

Термин «телевидение», получив распространение во всем мире, на родине К. Д. Перского длительное время не находил широкого применения. До середины 1930-х гг. в отечественной литературе кроме термина «телевидение» можно было встретить «электровидение», «электрическую телескопию», «радиотелескопию», «дальновидение» и ряд других. В начале 1930-х гг. чаще всего этими терминами (кроме «телевидения») и предпочитали пользоваться ученые. Даже известный петербуржец профессор В. Л. Розинг в своих публикациях называл передачу изображений на расстояние чаще всего электрической телескопией, позднее – дальновидением.

В 1907-1911 гг. Борис Львович Розинг проводит опыты с катодной трубкой в Санкт-Петербурге. Это был первый реальный шаг, который сделал преподаватель Петербургского технологического института в электронное телевидение. Правда, Б. Розингу удалось создать электронным способом только очень простые изображения (крест и решетку). Через четыре года, в 1911 г., Б. Розинг в своей лаборатории вновь демонстрирует опыты, уже с передачей изображения. На экране приемника со спичечный коробок удается получить четкое изображение белых полос на темном фоне. Но именно от этого маленького экрана и ведет свою родословную современное телевидение.

Нижегородская радиолаборатория

В 1918 г. в Нижнем Новгороде создана радиолаборатория с мастерской. Это был первый научный центр страны в области радио- и телетехники, радиовещания и телевидения. Конечно же, решение руководства страны о создании в условиях голода и разрухи такого института, как Нижегородская радиолаборатория, было революционным. В лаборатории работала группа специалистов под руководством профессора Михаила Александровича Бонч-Бруевича. В кратчайшие сроки здесь был создан радиотелефон и активно велась разработка «радиотелескопа» – прообраза телевидения, который должен был позволить при его усовершенствовании «видеть на экране подвижное изображение говорящего человека при радиотелефоне».

Михаил Александрович Бонч-Бруевич (1888-1940)

В годы интервенции и блокады, когда страна была изолирована от внешнего мира, Нижегородская радиолаборатория стала подлинной кузницей радиоизобретений. Выпуск первых советских вакуумных приемных ламп, так необходимых для развития радиодела, был налажен в лаборатории уже в 1918 г. Активно разрабатывались генераторные и модуляторные лампы. В 1920 г. были изготовлены первые лампы мощностью 2 кВт и закончена разработка первого радиотелефонного передатчика.

В том же 1920 г. Совет Труда и Обороны поручил Нижегородской радиолаборатории построить центральную радиостанцию с радиусом действия две тысячи верст. Работая над выполнением этого задания, в лаборатории усовершенствовали конструкцию ламп и построили двенадцатикиловаттный радиотелефонный передатчик. Достигнутые результаты в разработках опередили мировую радиотехникy, нe имевшую в то время ни таких ламп, ни радиостанций подобной мощности. С 1923 г. в Нижегородской радиолаборатории были разработаны и построены станции в Москве и 27 однокиловаттных радиовещательных станций в разных городах Советского Союза. В дальнейшем на базе Нижегородской радиолаборатории, переведенной в Ленинград, возник ряд отдельных научно-исследовательских институтов и лабораторий. Продолжая научную деятельность в Ленинграде, M. A. Бонч-Бруевич занимался вопросами радиосвязи на Дальнем Севере, вел исследования в области ионосферы. Он написал и опубликовал свыше 80 научных трудов и книг. Им запатентовано и передано промышленности около 60 изобретений.

Конец третьей части. Продолжение читайте далее.

Автор: Костоусов Владимир Порфирьевич, «Телевидение в лицах, цифрах и событиях».

Похожие статьи