Какую камеру выбрать для прямой трансляции? Часть 2: Виды видеокамер

Школа стриминга. Часть вторая
Главная > Блог > Какую камеру выбрать для прямой трансляции? Часть 2: Виды видеокамер

Это серия обучающих статей о проведении трансляций, первую часть можно прочесть по ссылке, в ней мы рассказываем об основах и терминологии. Это – вторая часть и в ней я расскажу о основных типах камер, которые используются в онлайн-трансляциях. 

Глава 2.0 Введение в видеокамеры

Прелесть трансляций в том, что вы можете использовать практически в любую камеру. Даже старую видеокамеру, которая еще может записывать на кассеты MiniDV, но в этом курсе я остановлюсь на современных цифровых камерах. Камеры для прямой трансляции делятся на несколько групп: веб-камеры, экшен-камеры, DSLR и беззеркальные камеры, любительские Handycam и профессиональные камеры.

Очевидным фактом является то, что веб-камеры предлагают самое низкое качество по самой низкой цене, а профессиональные камеры – по лучшему качеству по самой высокой цене, но есть гораздо больше различий, которые вы должны знать, прежде чем что-либо покупать. В этой статье я расскажу вам о плюсах и минусах разных видов видеокамер.

Есть много руководств о том, какую камеру выбрать, но в этом курсе я сосредоточусь полностью на камерах для онлайн-трансляций. Я не буду углубляться в основы того, как работают цифровые камеры в плане настроек. Это огромная тема и требует отдельной статьи, к этому думаю мы еще вернемся в следующих разделах курса.

Глава 2.1. Веб-камеры

Веб-камеры не лучший выбор для тех, кто думает о трансляции в прямом эфире.

Основные плюсы: главная причина, конечно, цена: веб-камеры очень дешевые. Вы можете купить одну по стоимости ниже $ 100. Более того, почти все современные ноутбуки имеют встроенную веб-камеру, поэтому нам даже не нужно ничего покупать.

Во-вторых, они просты в использовании (Plug and Play). Вам нужно будет подключить веб-камеру с помощью USB-кабеля, а затем выбрать практически любое приложение, пригодное для трансляции в прямом эфире веб-камеры. Конечно, решение с веб-камерой подойдет исключительно для проведения вебинаров в домашних условиях.

Основная проблема в том,  что веб-камеры дают изображение низкого качества. Конечно, для стримеров и спикеров, которые постоянно используют камеру можно взять что-то более серьезное например модель Logitech 4K Ultra HD Webcam за 15 000 рублей, но нужно ли оно начинающим?

Logitech 4K Ultra HD Webcam

Logitech 4K Ultra HD Webcam

 

Я порекомендую еще несколько вебкамер в конце этого раздела.

Основная причина, по которой веб-камеры предлагают плохое качество изображения – низкое разрешение, низкое количество кадров в секунду и маленький размер матрицы, из-за которого камере требуется больше освещения.

Простое решение – приобрести кольцевую светодиодную лампу, которая будет подсвечивать ведущего вебинара.

И последнее, что я хотел сказать о веб-камерах – это отсутствие ручных настроек. В отличие от других камер, веб-камеры обычно полностью автоматические. Они не предоставляют никаких настроек пользователю. Например, изображение может изменить цвета и яркость без причины во время трансляции. 

Так же у веб-камер отсутствуют оптическое приближение и нет внутренней функции записи на карту памяти. Если вы хотите записать исходное изображение с камеры, то придется использовать программное обеспечение на вашем компьютере, а это дополнительно нагружает компьютер.

Плюс некачественный звук. Веб-камера физически имеет маленький размер и для качественной записи звука рекомендуется устанавливать еще внешний микрофон, у нас в блоге есть подробный обзор микрофона Blue Yeticaster, который можно дополнительно докупить к веб-камере и получить хороший звук.

Впрочем, даже профессиональные камеры чаще всего записывают не очень хороший звук на штатные микрофоны.

Главное, что нужно понять – в мире онлайн-трансляций звук намного более важен, чем качество изображения. Особенно это касается образовательного контента. Зрители часто слушают вебинары в фоновом режиме и лишь изредка смотрят на презентацию, которую показывает ведущий. 

Немного позже мы вернемся к советам по достижению хорошего качества звука. 

В завершении повторим все самое основное – использование веб-камеры рекомендуется только для проведения вебинаров или записи образовательных курсов в домашних условиях. Для работы на таких платформах как webinar.ru или bizon365.ru этого будет более чем достаточно. И не стоит откладывать покупку кольцевую диодную лампу – это определенно must have для всех домашних трансляций.

Глава 2.2. Action камеры

Кто любит GoPro? Подними руки! Да! Я тоже люблю GoPro!

Это действительно отличная камера для того, чтобы заняться каким-то сумасшедшим спортом. Например, когда я учился кататься на байдарках. Если у вас есть  GoPro– вы можете использовать его для прямой трансляции.

Камера GoPro 7

Камера GoPro 7

 

Плюсы экшн-камер: в целом качество изображения намного лучше, чем у веб-камеры и они универсальны. Вы можете использовать GoPro не только для трансляций, но и для обычной видеосъемки для себя или своего видеоблога.

Вы можете проявить творческий подход, например, вы можете установить GoPro на свою голову и транслировать себя с видом от первого лица. Должно быть прикольно! Плюс в камеру вставляется карта памяти и можно записывать видео для последующей обработки.

Так же для экшн-камер есть большое количество разных аксессуаров, в том числе простые внешние микрофоны. Цены на камеры GoPro 7 начинаются от 13 000 рублей и доступны каждому. Из очевидных минусов – отсутствие оптического приближения, но по качеству картинки в светлое время суток отличное решение.

Так же большой проблемой является маленький объем аккумулятора, которого хватает обычно не больше 1-2 часов и для длительных трансляций лучше подключать питание через power bank.

В экшн-камерах предусмотрены некоторые ручные настройки, однако в большинстве случаев это автоматические устройства, поэтому вы можете испытывать проблемы с фокусировкой или цветами при их изменении. Так же у экшн-камер сенсор больше, чем у веб-камер. Но все же требуется много света для достижения хорошего качества изображения. Так же для таких камер, вам понадобится конвертер из hdmi для подключения экшн-камеры к компьютеру.

Далее, у них низкое качество звука с внутреннего микрофона. Как я уже говорил в предыдущем уроке, это обычная практика для всех типов камер, поэтому вы всегда должны использовать какой-либо внешний микрофон. Так что в целом экшн-камеры не являются идеальным решением для прямой трансляции. Обычно они активно используются при съемке экстремального вида спорта и крайне редко в трансляциях.  Тем не менее наша компания часто использует на своих проектах GoPro в качестве резерва или дополнительной камеры.

В следующих разделах мы подробнее поговорим о расстановке камер и способах сделать эфир более интересным и динамичным.

Глава 2.3. Handycams, любительские и полу-профессиональные камеры

Теперь давайте перейдем к более серьезным решениям для прямых трансляций. Конечно handycams не очень хороший выбор для динамичных мероприятий, но небольшие живые конференции и семинары транслировать вполне можно. Обычно, когда к нам обращаются заказчики за расчетом стоимости выполнения проекта – самый дешевый вариант мы предлагаем как раз на камерах такого класса. 

Камера обычно стоит от 30 000 до 100 000 рублей, что в целом не очень дорого. На самом деле, когда я начинал свою карьеру в качестве видеооператора у меня был Sony Handycam и это было отличное начало.

Handycam Sony FDR-ax53

Handycam Sony FDR-ax53

 

Я записывал десятки событий своих клиентов, но моя история любви к видеокамере внезапно прервалась, когда кто-то украл мою камеру во время обеденного перерыва на конференции, на которой я снимал для клиента.

Поэтому первый совет, связанный с видеокамерой – никогда не оставляйте камеру на штативе без присмотра, потому что ее легко украсть. Она была действительно хороша и я расскажу почему. Прежде всего, у таких камер есть оптический зум. Оптический зум позволяет вам увеличивать объект , который далеко от вас без потери качества. Например, вы можете поставить камеру на штатив навести на спикера во время конференции. 

Во-вторых, многие камеры Handycams предлагают функцию стабилизации изображения. Это дает вам больше преимущества при съемке, в том числе при приближении. Другими словами, зрителю будет комфортно смотреть эфир, если даже рядом со штативом не очень качественный пол и он шатается, когда рядом кто-то проходит. Электронная и оптическая стабилизация изображения легко гасит такие проблемы.

Некоторые камеры этого класса отлично снимают, по качеству видео можно даже сравнить с профессиональными камерами, которые могут стоить в десять раз дороже. Моя видеокамера Sony была с технологией Exmor, поэтому изображение было шикарным для своего бюджета даже при низкой освещенности.

Хорошие камеры этого класса предлагают также ручное управление, не такое продвинутое, как профессиональные камеры, но все же это действительно приятно иметь возможность все настраивать в ручном режиме.

Вы можете отрегулировать фокусировку или диафрагму с помощью небольшого кольца, так что у вас гораздо больше контроля над изображением. Handycams предназначены для повседневного использования. В основном для съемок семейных событий во время отпуска, поэтому они работают несколько часов от одного аккумулятора. Для нашей индустрии handycam действительно хороши в записи длинных событий, таких как лекции или концерты. Поэтому, если начинать заниматься профессиональными трансляциями – эти камеры отличный выбор. 

Видеокамеры Canon серии LEGRIA

Видеокамеры Canon серии LEGRIA

 

Теперь перейдем к недостаткам. Из минусов – в первую очередь стоимость. Так же за эти деньги можно собрать хороший комплект на базе DSLR-камеры или беззеркальной, на которой можно добиться крутого эффекта малой глубины резкости и они используются в продакшене намного чаще. 

Наконец, вы будете жаждать большего. После нескольких недель работы вы уже захотите перейти на профессиональные камеру и мечтать о лучшем качестве изображения. 

Ну и самая главная проблема – маленькие камеры не выглядят профессионально. При всем высоком качестве изображения со стороны клиента вы всегда будете выглядеть не очень хорошо из-за размера своей камеры. 

Подводя итог, Handycams – отличное решение для прямых трансляций конференций, семинаров и концертов. Это относительно недорого и вы получите хороший результат. 

Глава 2.4. Зеркальные и беззеркальные камеры

Теперь давайте узнаем о чем-то прекрасном. Зеркальные камеры и беззеркальные камеры навсегда поменяли мир видеопроизводства. Еще совсем недавно, когда вы хотели достичь качества изображения как в большом кино – требовалось владеть или арендовать огромную и очень дорогую камеру уровня Red или Arri, но появление в начале десятилетия DSLR камер и беззеркальных в недорогом сегменте навсегда изменили игру.

Все изменилось в 2010 году, когда компания Canon представила первую полнокадровую зеркальную камеру небольшого размера. Она называлась Canon 5D.

DSLR камера Canon 5D

DSLR камера Canon 5D

 

Из-за своего огромного сенсора, он был способен делать не только профессиональные фотографии, но и отличное видео. Еще более ошеломляющим была цена этого фотоаппарата. Общая стоимость была около 100 000 рублей плюс оптика, что было революцией. 

Внезапно небольшие киностудии и фрилансеры начали неплохо конкурировать с опытными продюсерами и открывают совершенно новый эпизод для человеческого творчества.

Влоги на ютубе начали конкурировать с телевидением с точки зрения качества контента. Компании любого размера могут позволить себе хорошие видеоролики, а независимые режиссеры могут рассказать свои истории за гораздо меньшие деньги.

Знаете ли вы, что даже один из эпизодов сериала «Доктор Хаус» снимался на камеры Canon 5D?

Все стало выглядеть еще лучше два года назад, когда Panasonic выпустила камеру Panasonic GH4. Это была беззеркальная камера размером существенно меньше DSLR предшественников и она быстро набрала популярность среди профессиональных видеооператоров. Большой размер матрицы позволял снимать при низком освещении с минимальным количеством цифрового шума, который легко убирается на этапе пост-продакшена.

Еще одним представителем беззеркальной камеры является Sony со своей линейкой Alpha a7s, эти камеры показывают потрясающее качество изображения, невысокую стоимость и компактный размер.

Камеры Blackmagic Pocket для студийной трансляции

Беззеркальные камеры Blackmagic Pocket для студийной трансляции

 

Конечно, можно вести прямую трансляцию с использованием DSLRS и беззеркальных камер. Преимущество использования этих камер, как я уже упоминал ранее: потрясающее качество видео в легком корпусе.

Однако у этих камер есть несколько недостатков, и я хочу рассказать вам о них. Камеры DSLRS и беззеркальные в существенно дороже, чем камеры Handycam. Вам понадобится камера, которая обычно стоит от 50 000 до 100 000 рублей, плюс объективы и аксессуары: дополнительные аккумуляторы, защитные стекла, ND фильтры и многое другое.

Базовый комплект на базе Panasonic GH4 обойдется в районе 130 000 рублей. За такие деньги можно было бы купить две хороших Handycam камеры для трансляции.

Некоторые DSLR и беззеркальные камеры бесполезны для прямой трансляции, поскольку у них нет выхода HDMI. Подключение осуществляется обычно через mini или micro-hdmi и далее уже идет в карту захвата hdmi или через конвертор hdmi-sdi в карту захвата на sdi.

Например, популярная среди блогеров модель Canon 70 D не имеет таких функций. Камеру обязательно нужно выбирать с чистым hdmi или sdi выходом. Следующий недостаток таких камер – плохая эргономика. Вы должны знать, что этот небольшой форм-фактор был разработан для съемки в первую очень фотографий, а не видео.

Вообще, если планируете длительные трансляции то камеры такого формата не очень подходят и вообще hdmi выход не самый надежный и дополнительно обычно докупают специальную металлическую сетку, которая не позволяет вылететь кабелю из гнезда. Эта проблема с ненадежным креплением может иметь еще более негативную сторону – на некоторых моделях (например Blackmagic Pocket первой версии) при отключении кабеля hdmi «на горячую» он может просто сгореть и станет бесполезен, тк замена разъема практически невозможна в России. Вообще это самая частая причина поломки этой камеры, если верить комментариям в группе VK посвященной Blackmagic.

На камерах этого класса для любого изменения нужно остановить запись и трансляцию, перейти к настройкам, изменить и начать трансляцию снова. На обычной камере для любых изменений достаточно повернуть кольцо, не останавливая записи и стрима. 

В продолжение истории о длительных записях и трансляциях – камеры имеют свойство перегреваться и отключаться на ровном месте. Это огромная проблема камер этого класса и сделать с этим ничего нельзя. Использование DSLR и беззеркальных камер на трансляции это всегда огромные риски.

Причиной этого является небольшой корпус, в котором просто недостаточно вентиляции в случае нагрева. Многие модели вообще имеют ограничение записи в 30 минут, затем останавливаются и приходиться перезапускать запись видео. Это совсем неудобно, особенно при многочасовых трансляциях.

Поэтому, если вы ищете камеру для стрима, обязательно читайте отзывы перед покупкой и знайте, что это не самый лучший вариант по многим признакам. 

Подводя итог, если вы заботитесь о более высоком качестве, и вы готовы потратить более 130 000 руб на камеру, то вы можете выбрать DSLRS или беззеркальные камеры. Однако вы должны искать модели, которые имеют чистый выход HDMI (без вывода технической информации) и непрерывную запись без каких-либо проблем с перегревом. 

Глава 2.5 Профессиональные камеры

Теперь приходят большие мальчики. Если вы очень серьезно относитесь к трансляции в прямом эфире, и у вас есть бюджет от 100 000 рублей, тогда вы можете войти в увлекательный мир профессиональных камер. (Конечно, мы не будем рассказывать о ТОП-камерах, которые используют федеральные телеканалы и лидеры рынка – у нас все же статьи для начинающих стримеров). В этом разделе выбор действительно огромен.

У нас есть отдельная статья, которая рассказывает о видеокамерах для трансляций и их основных отличиях от камер для съемки кино. Сейчас можно открыть во второй вкладке эту статью, изучить и вернуться. 

Для трансляций деловых мероприятий и спорта мы рекомендуем выбрать камеру Sony PXW-X70 или PXW Z90. Это недорогие современные камеры с хорошей картинкой и SDI выходом. Обе камеры могут писать видео в формате 4К и отдавать 1080 для прямой трансляции. Хорошая детализация, большое количество настроек и относительно невысокая стоимость делают эту камеру очень популярной в сфере онлайн-трансляций.

Камера Sony PXW-Z90 на трансляции

Камера Sony PXW-Z90 на трансляции

 

Для студийной съемки можно использовать камеры Blackmagic Production Camera или Sony PMW FS7. Главное преимущество этой камеры, помимо того, что вы выглядите с ней как профессионал – безграничные возможности по настройке. Это профессиональные камеры для видеосъемки, которые используются при съемках серьезных рекламных и имиджевых роликов и кино. Плюс у этих камер есть SDI выход. Вообще, этот тип разъема считается более надежным хотя бы за счет того, что крепление SDI фиксируется поворотом и кабель сам по себе уже точно не вылетит из камеры.

Blackmagic Production Camera на студийной съемке

Blackmagic Production Camera на студийной съемке

 

Все профессиональное оборудование (видеомикшеры, карты захвата или рекордер) использует именно SDI разъемы, плюс у большинства камер этого класса есть XLR входы для микрофонов для более чистой записи звука.

С этими камерами можно забыть о перегреве или отключениях во время студийных трансляций. 

Курс предназначен для начинающих, и я не буду еще подробней раскрывать тему по камерам дороже 500 000 рублей. Однако, если у вас есть  бюджет, вы можете написать мне для личной индивидуальной консультации о том, что выбрать, и вы можете также найти ссылки на несколько отличных профессиональных камер в наших социальных сетях.

Надеюсь, что эта статья была полезна и помогла вам разобраться в видах камер для прямых трансляций. Если есть какие-либо вопросы – всегда их можно задать в наших социальных сетях (ссылки в подвале сайта).

Опубликовано:12.07.2019
Теги:
17