Главная Биография Константина Эрнста: первый на «Первом»
10.09.2020
11 мин

Биография Константина Эрнста: первый на «Первом»

Иван Петров

- Автор

Российское телевидение сегодня невозможно представить без «Первого канала» и его руководителя – Константина Львовича Эрнста. Уже несколько десятков лет он занимает пост генерального директора, и во многом благодаря этому «Первый» заслуженно считается лидером российского телевещания.

Юность

Константин Эрнст родился в 1961 году, 6 февраля, в Москве. Его отец – Лев Константинович, вице-президент Академии сельскохозяйственных наук России, заслуженный деятель науки. Мать Светлана Голевинова, работала в сфере финансов.

Имя он получил от своего деда, который служил начальником станции Крестникова, затем Коврова, после чего стал начальником отделения железной дороги.

Учитывая наличие папы-академика, Константину была уготована карьера в науке. Ей посвятил свою жизнь его отец – видный деятель в области селекции и генетики сельскохозяйственных животных. Но мальчик пошел по другому пути.

Детство его было насыщенным. Жил он в первом на то время кооперативном доме в Химках, где обитали научные работники. Его окружали дети из интеллигентных семей, но это не мешало ему периодически затевать с ними драки. Попав в новую школу, он сразу же примерил на себя роль лидера.

Когда Константин учился в последних классах школы, отца назначили руководителем научного института Ленинграда, куда переехала вся семья. Выпустился Константин уже из школы №35, расположенной на Васильевском острове – сегодня здесь углубленно изучают английский язык.

В конце обучения он подружился с Леонидом Парфёновым – он был старше Константина и уже учился на журфаке ЛГУ. Дружба их с переменным успехом длилась долгие годы.

Как Константин вливается в творческую среду

Еще во время учебы в школе отец всячески прививал сыну любовь к биологии, предлагал научные книги. Константин не отказывался он такой литературы, но так же интересовался искусством и даже учился в художественной школе. Рисованием он увлекался всерьез, среди всех художников выделял авангардиста Лабаса.

А уже к 14 годам он практически определился с профессией – хотел стать режиссером. Такую карьеру отец считал непредсказуемой и неспокойной, поэтому всячески ей противостоял. Ученый стремился передать опыт и накопленные знания сыну, которого видел продолжателем своего дела. Под этим давлением Константин оканчивает Тимирязевскую сельскохозяйственную академию в столице, защищает диссертацию.

Параллельно с обучением в серьезном заведении он не теряет тяги к искусству. Активно общается с московской богемой, в том числе, художниками и режиссерами. В те годы он тесно дружит с братьями Алейниковыми, они приглашают его на всевозможные перфомансы и кинопоказы.

Постепенно юный биолог теряет всякий интерес к науке и полностью переключается на режиссуру и искусство в целом, активно интересуется новинками кино.

Еще во время занятий генной инженерией в научно-исследовательском институте Константина назначили секретарем Комсомольской организации, хотя в партию он та и не вступил. После защиты диссертации предполагалось, что он отправится в Кембридж на 2 года для стажировки. Но именно в этот момент он понимает, что наука в целом и биология в частности – совсем не его призвание.

Отказаться от научной деятельности его сподвигло общение с, как бы сейчас сказали, медийными личностями. В одном дворе на Ленинском проспекте с Константином жил Андрей Макаревич, а в гостях у него собирались Александр Абдулов, Иван Дыховичный, Леонид Ярмольник и другие известные личности. Эрнст постепенно вливался в творческую среду и находил себя в ней, совсем забыв о биологии.

Семья

Личная жизнь гендиректора «Первого канала» всегда скрыта от посторонних глаз. Её подробности несведущим людям неизвестны – аккаунтов в социальных сетях он не ведёт, свободное время тратит на чтение.

Известно, что первой женой Константина стала театральный критик Анна Силюнас. В девяностых годах её можно было увидеть в таких телепередачах, как «Музобоз» и «Доброе утро, Россия». В семье родилась девочка Александра. Но супружеская жизнь не сложилась, брак продлился недолго, после развода экс-супруга переехала на постоянное место жительства в США и сегодня находится в Нью-Йорке.

Второй супругой стала Лариса Синельщикова. Бывший руководитель «ВИD», а ныне – директор холдинга «Красный квадрат», она родила мужу двух детей – Анастасию и Игоря.

Однако уже в 2014 году первые полосы газет заполонили фото, где Эрнст находился в обществе модели Софьи Заики – начинающей актрисы, дочери известного финансиста из Санкт-Петербурга, выпускницы МХАТа, уже успевшей сняться в нескольких картинах и сериалах, в том числе, производства «Первого канала». Некоторые даже приписывали паре рождение дочери в 2016 году, хотя официально эта информация не была подтверждена. Тем не менее, в 2012 году в одном из интервью Софья подтвердила, что Эрнст приходится ей супругом.

Начало карьеры

Рвение заняться режиссурой было настолько сильным, что в 1987 году Эрнст решает поступать в мастерскую детского кино, которую возглавлял Роман Быков, на Высшие режиссерские курсы. Он даже сдаёт экзамен, не имея за плечами никакого опыта и специального образования. Однако вместе с Валерием Тодоровским был отвергнут Быковым – взяли трех других кандидатов, которых сегодня не знает практически никто.

Провал у Быкова огорчил Константина, но не переубедил его в желании стать известным режиссером. Он решает идти до конца. Так, в 1988 году вместе с братьями Алейниковыми он приходит на государственное объединение «Видеофильм» – первое на советском пространстве, работающее на коммерческой основе и открытое для идей и экспериментов.

О съемках фильма договаривались собратья Алейниковы, Константин же пришёл просто за компанию. Но режиссер, подумал, что он тоже причастен к фильму, и предложил свою помощь. Эрнст выпалил: «Я хочу снять клип».

Затея удалась, и уже первой работой на этой стезе стал клип «Аэробика» популярной тогда группы с фронтменом Кинчевым «Алиса». Как рокеры согласились на этот рисковый шаг – работать с режиссером-новичком, ещё никому не известного – остаётся тайной. Клип получился дерзким, ярким, имел четкую сюжетную линию и вкрапления драматургии. Для первой работы это был замечательный результат.

Благодаря этому клипу, который оценили маститые профи, Константина приглашают работать в штат и дают ему должность режиссера третьей категории. Следующей работой становится авангардный фильм о человеке с названием «Homo Duplex».

Снимая такое кино, Эрнст попутно вынашивает идею снять фильм о Гребенщикове. БГ в тот момент ездил с гастролями по США, а в поддержку тура давал концерт в Ленинграде, куда приехали не только мировые звезды, но и именитые продюсеры. В конце восьмидесятых годов то, что раньше было запрещено, выходило на стадионы и стало доступным. Эрнст не мог упустить такой возможности – вместе с командой он едет в Питер и снимает концерт «Аквариума». И это затея удалась. Вчерашний биолог не просто хорошо снял концерт, но и визуализировал музыку, показал её живой и энергичной.

Буквально год потребовался для того, чтобы он прочно вошел в кинобомонд и закрепил за собой знание человека слова и человека дела, а также подтвердил свои профессиональные качества. Он даже сам снялся в документальной ленте американского производства.

Работа на «Первом канале»

Следующей вехой в карьере стал 1989 год, когда Эрнста представили Евгению Додолеву из «Взгляда». Попав в круг столичной богемы, Константин быстро освоился, а само знакомство с Евгением до сих пор считает судьбоносным.

Снятый им клип «Аэробика» вышел в эфире программы «Взгляд», правда, в немного урезанном формате. За это Эрнст обиделся на Александра Любимова – правки не были согласованы. Любимов же предложил ему самому снять передачу.

Константин не жалеет времени и сил на то, чтобы сделать лучший эфир. Он достает дефицитные на то время записывающие кассеты, видеокамеры, которые тогда были только лучших режиссеров, убеждает «Останкино» начать сотрудничество с «Видеофильмом».

Усилия окупились сторицей, и уже в 1989 году на экраны выходит выпуск под названием «Образы и символы». Передача оказалась достаточно дерзкой и обличающей на то время. Не обошлось и без философии – много говорили о том, куда заведет Перестройка, как не переступить грань дозволенной людям свободы. Здесь он впервые примеряет на себя амплуа журналиста и беседует с Натальей Негодой.

В том же 1989 году Константин становится режиссером «Взгляда», поручали ему сферу музыки и кино. Сначала он выступал как помощник Ивана Демидова, а затем отделился и ушёл в самостоятельное плавание.

В 1991 году, с распадом СССР, стала разрушаться и команда «Взгляда». Эрнст возглавляет передачу об искусстве «Матадор», которая выходит в эфир поздней ночью. В отличие от других программ на ТВ того времени, здесь не было бешеного микса из эпатажа, вседозволенности и внезапно обрушившейся на людей гласности. Контент был качественным, монтаж аккуратным, каждый выпуск имел свою тематику и четко выстроенную сюжетную линию. Благодаря спонсорской поддержке Константин ездил по разным странам и знакомил с ними зрителей. Формат для того времени был новый, ещё практически неосвоенный, так что здесь Эрнста можно считать новатором.

С июня 1995 года Константин занимается продюсированием программ на телеканале ОРТ, принадлежащего Борису Березовскому. После смерти его друга Владислава Листьева достойных кандидатур, которые могли бы возглавить новый канал, не было.

Начались реформации. Эрнст создает новые концепции кинопоказа, занимается рекламой, убирает устаревшие морально программы советских времен. Также он осваивает сферу детского телевещания.

В 1996 году ОРТ уже занимает верхние строчки популярности среди телеканалов во многом благодаря радикальным реформам Константина Эрнста. Стоявший на изломе эпох и понимавший отчаяния и настроения людей того переломного момента в девяностые годы, он в соответствии с этой концепцией и создает медиаконтент.

С 1999 года ОРТ называется «Первым каналом», а Эрнст занимает должность гендиректора. В 38 лет он стал одним из самых известных и влиятельных людей на российском телевидении. В этом же году он основывает собственный звукозаписывающий лейбл Real records.

А дальше всё идёт как по накатанной:

  • В 2002 году на «Первом канале» запускают телефонные опросы для аудитории, чтобы измерить интерес и заинтересованность в тех или иных программах – впервые в России.
  • В 2012 году Константин Эрнст становится одним из организаторов популярной сегодня программы «Вечерний Ургант», которая не теряет актуальности уже многие годы. В этом же 2012 году он принимает участие в Евровидении – 2009, проходящем в столице России.
  • В 2014 году Константина приглашают стать креативным продюсером на Олимпийских играх в Сочи. Он создает зрелищную и впечатляющую своими масштабами церемонию открытия и закрытия, которой впоследствии восторгаются мировые медиаэксперты.
  • В 2017 году гендиректора «Первого канала» «Forbes» включает в список 500 наиболее известных людей в мировом шоу-бизнесе.

Кроме того, Эрнст входит в попечительский совет Высшей школы ТВ при МГУ с 2008 года, а с 2010 в числе прочих руководит изданием «Коммерсантъ». В этом же году он становится бессменным членом жюри высшей Лиги КВН.

Проекты

Продюсированием кино Эрнст увлекается с середины двухтысячных годов. Заглавной работой на этом поприще стала драма «Радио тишины», потом ещё было множество более или менее известных кинокартин.

Самые известные фильмы, где он выступил продюсером:

  • «Старые песни о главном»;
  • «Граница. Таёжный роман»;
  • «Империя под ударом»;
  • «Остановка по требованию»;
  • «Убойная сила»;
  • «По ту сторону волков»;
  • «Спецназ»;
  • «72 метра»;
  • «Дневной дозор»;
  • «Турецкий гамбит»;
  • «Громовы. Дом надежды»;
  • «Анна Каренина»;
  • «Высоцкий. Спасибо, что живой»;
  • «Союз спасения» и многие другие.

Всего в копилке Константина Эрнста – продюсера более 100 всевозможных проектов, большая часть из которых получила премии и награды. Например, историческая картина «Викинг» только за первые несколько дней проката побила рекорды всех других фильмов по кассовым сборам.

Еще один известный проект, в создании и развитии которого Константин Эрнст принимал непосредственное участие, – вокальное телешоу «Голос». Оно уже несколько лет занимает верхние строчки рейтинга на российском телевидении и отбирает самых талантливых людей по всей стране.

Популярностью пользовалась и передача «Прожекторперисхилтон», которая выходила в течение 4 лет – с 2008 по 2012 годы. Необычный формат полюбился зрителям – актуальные темы обсуждались в юмористической форме, четвёрка ведущих комментировала статьи из газет и высказывания известных политиков. В каждом выпуске обычно присутствовал гость. 4 года подряд телепрограмма получала премию ТЭФИ.

Достижения

В 2018 году Константин Эрнст получил «Золотой орел» за сериал «Таинственная страсть» в категории «Лучший телевизионный сериал». В следующем, 2019 году, ему была присуждена «Ника» в номинации «Лучший фильм» за картину «Довлатов».

Также он имеет 3 ордена «За заслуги перед Отечеством», несколько почетных грамот за свою телевизионную деятельность, врученных лично президентом и членами правительства страны. В 2009 году он был признан «Человеком года».

Скандалы

Как одна из ведущих медиаперсон современного российского телевидения, Эрнст не мог не попасть под пристальное внимание журналистов СМИ. В 2015 году между ним и Максимом Фадеевым разгорелся громкий скандал. Причём до него они находились в достаточно дружественных отношениях.

Причиной недопонимания стала Лариса Синельщикова – экс-супруга Константина, которая стала продюсером шоу «Главная сцена» канала «Россия-1» – аналог проекта «Голос. Дети». Это не понравилось Эрнсту, который в отместку провёл финал своего телешоу на «Первом канале» в тот же день, что и финал аналогичной передачи на канале «Россия-1».

Также его обвиняют в уходе Андрея Малахова. В 2017 году телеведущий покинул «Первый канал» и прекратил всякое сотрудничество с телекомпанией. Тем не менее, сам Малахов претензий к продюсеру, с которым проработал 25 лет, не имеет, а свой уход из «Пусть говорят» объясняет нежеланием обсуждать политические темы в эфире.

В следующий раз Эрнст «попал под прицел» в 2018 году. Причиной этому послужило судебное разбирательство по одному из эфиров программы «Пусть говорят», где усмотрели пропаганду алкоголизма среди детей. В этом эфире участвовала Диана Шурыгина. Эрнсту был назначен штраф в размере 5000 рублей.

Многие обсуждают двойное гражданство Константина Львовича. Некоторые считают, что с помощью Бориса Березовского еще в начале 2000 года он стал подданным Великобритании, хотя сам он эту информацию не опровергает, но и не подтверждает.

Еще один скандал, чуть не дошедший до суда, разгорелся с Земфирой. Во время открытия зимних Олимпийских игр в 2014 году, где он выступал креативным продюсером, прозвучал ремикс знаменитой песни рок-певицы «Хочешь?». Исполнительница жестко раскритиковала организаторов, заявив, что согласия на использование песни она не давала. Конкретно множество нелестных фраз она высказала в адрес Константина Эрнста и всего «Первого канала». Были предположения, что певица планирует обращаться в суд с иском о нарушении авторских прав, однако до этого так и не дошло.

2020 год для Константина Эрнста стал столь же насыщенным, как и предыдущие несколько лет, в течение которых он находился в статусе генерального директора «Первого канала», занимался продюсерской и другой деятельностью. Еще накануне Нового года вышел фильм «Союз спасения», в котором было воссоздано восстание декабристов 1825 года. На конец текущего года запланирована экранизация «Мастера и Маргариты» по известному одноимённому роману Михаила Булгакова.

Как и о любой другой известной личности, о Константине Эрнсте ходит множество домыслов и слухов. Он, как достаточно закрытый человек, тщательно оберегающий детали своей личной жизни, не выносит на всеобщее обозрение романы, оставаясь для широкой публики неким «мистером икс».

Но нельзя не отметить его достижения в области продюсирования, режиссуры и организационной телевизионной деятельности. Он не перестает быть центральной фигурой на отечественном ТВ, появляется в передачах в качестве приглашенного гостя и по-прежнему остается членом жюри в КВН.

Похожие статьи