Кто делает спортивные трансляции?

Люди и их профессии, которые делают спортивные трансляции.
Главная > Блог > Кто делает спортивные трансляции?

Эта статья является продолжением серии публикаций о спортивных трансляциях. Напомню, что мы начали с истории появления спортивных трансляций  и рассказали о том, как выполнялись трансляции матчей чемпионата мира по футболу в России, плюс статья отдельно о футбольных трансляциях от зарождения до формата 3D. Эта статья — дополнение к первым трем.

Люди, которые делают спортивные трансляции

В век процветания высоких технологий мало кто задумывается о том, как создаются спортивные трансляции, каким образом красивая картинка из условной Южной Америки достигает телеприемников тех, кто находится в Европе или Азии. На примере футбольного матча поведаем о тонкостях и секретах работы тех, кто помогает организовать трансляцию какого-либо спортивного события.

Чтобы трансляция вышла в эфир, необходимы слаженные действия большого количества специалистов, среди которых – операторы, инженеры, режиссеры. Именно благодаря им зритель имеет возможность наслаждаться масштабностью мероприятия. Сегодня процесс создания качественного продукта напоминает съемку художественного фильма.

Футбольные баталии – зрелищные шоу, разворачивающиеся перед глазами миллиардов зрителей по всему миру, кульминацией которых становятся грандиозные турниры вроде Чемпионатов мира или Европы. Кто же прикладывает усилия для того, чтобы каждый мог приобщиться к этому празднику?

 Режиссер

Именно его глазами болельщики видят все, что происходит на экране телевизора. Задачей режиссера становится умение показать то, что зрителю будет интересно. Стоит ли говорить о том, что этот процесс сродни творческому мероприятию хотя бы по той причине, что импровизировать приходится каждую минуту?

Судите сами – любое нарушение, случившееся на поле, нужно не просто показать, но и зафиксировать его участников, а также реакции тренеров, игроков пострадавшей команды, судей, особенно выделяющихся болельщиков. Безусловно, при забитом голе зрителю интереснее увидеть эмоции наставника проигрывающей команды. Благодаря этим нюансам можно сделать вывод, что трансляция становится кинематографичной.

Профессионал никогда не мешает игре. Если события матча развиваются таким образом, что повторить какую-то картинку некогда, он решает, в какой наименее напряженный момент это сделать. Случается и такое, что при повторе одна из команд успевает забить гол, в этом случае ответственность за непрофессионализм будет нести именно режиссер трансляции.

Операторы

Схема расстановки камер на стадионе

Схема расстановки камер на стадионе

 

В обязанности этих людей входят: правильная организация процесса съемки, а также слаженность действий с режиссером. Если бы любой футбольный матч показывали только с центральной трибуны и с одной камеры без четких и своевременных повторов, крупных планов, его никто бы не смотрел с таким интересом.

Чтобы провести качественную трансляцию, необходимо установить 5-6 камер по всему периметру стадиона. Если арена крупная и событие масштабное, количество такого оборудования может достигать и 20-ти единиц.

Прямое вещание отличается от записанного тем, что у команды практически нет права на ошибку. Если во втором случае неподходящую картинку можно вырезать в процессе монтажа, то в первом этого сделать не получится. Все огрехи болельщики, находящиеся по ту сторону экрана, заметят моментально.

Сколько камер установлено на стадионе, столько операторов работает за ними. В среднем вся необходимая для записи техника весит около 20 килограммов. В распоряжении оператора не только камера, но и консоль для управления, а также коммутация. Каждый специалист получает определенную задачу перед съемкой. Парадоксально, но простояв на стадионе около двух часов, оператор может даже не узнать, что происходит на поле, если, к примеру, его задача – зафиксировать эмоции болельщиков или тренеров.

Комментаторы

Комментатор Василий Уткин

Комментатор Василий Уткин

Сегодня эта профессия невероятно популярна. И вопреки расхожему мнению, не так проста, как кажется. В комментаторской среде огромная конкуренция, профессионалом стать не так-то просто. К примеру, в нашей стране таковыми являются не более 30 человек. Спортивные мероприятия – чуть ли не единственные масштабные события, которые требуют прямых трансляций. Соответственно, высококлассному комментатору нужно не только в совершенстве владеть безупречным русским языком, но и обладать гибким умом, а также быть знатоком своего вида спорта, его истории. А самое главное – суметь запомниться зрителю, выработать собственный повествовательный стиль, заработать репутацию.

В прежние времена роль комментатора была неоценимой. Сегодня же благодаря наличию видеоповторов, понятной графической визуализации телезритель получает ту информацию, которую ранее до него мог донести только человек у микрофона. Технологии не стоят на месте, меняются профессии, со временем задачи комментаторов тоже трансформируются.

Что еще может повлиять на качество картинки, выводимой на экран

состав съемочной группы на футбольном матче

Состав съемочной группы на футбольном матче

Кроме операторской, режиссерской, комментаторской работы на качество трансляции может повлиять техническое состояние газона, трибун, осветительных приборов, а также количество присутствующих на стадионе болельщиков. Даже при наличии дорогостоящей техники и суперпрофессиональной команды невозможно организовать мало-мальски приличную съемку, если вести ее с площадки, похожей на стадион «Витязь», что в Вологде, или «Динамо» в Барнауле.

Однако есть и хорошая новость – с каждым годом в нашей стране появляется приличное количество новых спортивных комплексов. В прошлом году вся Россия благодаря Чемпионату мира увидела, насколько качественно государство может подготовиться к проведению подобных масштабных турниров. Современные и оборудованные по высоким техническим стандартам спортивные арены были построены в Саранске, Нижнем Новгороде, Сочи, Волгограде, Калининграде и других городах.

После прошедшего мундиаля некоторые площадки строятся в соответствии с задачами телевизионщиков. На предварительных конференциях и совещаниях обсуждают, какие ложа организовать, чтобы было проще устанавливать камеры, осветительные приборы.

Проблемы, которые приходится решать в том числе и телевизионщикам

Однако по-прежнему глобальной проблемой остается низкая посещаемость спортивных мероприятий. Безусловно, на таких масштабных турнирах, как Чемпионат мира или Кубок Конфедераций с этим сложностей практически никогда не возникает, а вот при проведении матчей в рамках российского первенства, добиться 100%-ного результата сложно. Связано это, конечно, не только с неэффективной пропагандой отечественного спорта. Кстати, в таких ситуациях телевизионщикам нужно будет уметь быстро ориентироваться – создать такую визуализацию, чтобы половина экрана не была пустой.

Интересно, что в Испании подобные проблемы решают кардинальным образом. В регламенте того или иного турнира прописывается специальное положение, согласно которому команды должны позаботиться о заполняемости трибун на 75%. Иначе клуб рискует получить внушительный штраф (более 5 000 евро). Операторы тоже не должны показывать полупустые трибуны.

Безусловно, присутствовать на матче любимой команды вживую – это большая удача, однако телезрители имеют перед болельщиками на стадионе визуальное преимущество. У них есть возможность пересмотреть повторы с разных ракурсов, получить достоверную информацию грамотных аналитиков, комментаторов, спортивных экспертов.

Опубликовано:10.06.2019
Теги:
235

Похожие новости