Спортивные трансляции: от радиовещания до наших дней.

История зарождения спортивных трансляций
Главная > Блог > Спортивные трансляции: от радиовещания до наших дней.

Телевидение поспособствовало тому, чтобы футбол стал самым зрелищным мероприятием в мире спорта. А он, в свою очередь, помог телевидению обрести невероятные рейтинги.

Все, у кого есть телевизор или хотя бы Интернет, наверняка знают, что такое футбол. Спорт и телевещание – вещи в современном мире неразделимые. Однако такая коллаборация возникла не сразу и не вчера, становление происходило постепенно, к тому же футболом увлекались задолго до появления телевидения.

Радиовещание и первые комментаторы

Прямые эфиры футбольных состязаний сначала транслировались по радио. Комментаторы, безусловно, играли важнейшую роль в этом мероприятии. Они должны были проводить не столько аналитику всего происходящего на поле, сколько описывать каждое движение игрока на поле.

Первая в истории радиотрансляция футбола случилась в начале октября 1926-го года и не в Англии, что было бы логично (в стране, где зародилась игра), а в Будапеште. Местный клуб МТК принимал на своем стадионе гостей из Праги – «Славию».

Грэм МакНами с микрофоном и Филлипс Карлин

Американцы Грэм МакНами с микрофоном и Филлипс Карлин

Кто стоял у истоков комментаторской деятельности в СССР?

В Советском Союзе первого спортивного комментатора знали абсолютно все, конечно не в лицо. И это был даже не знаменитый Николай Озеров, как можно было бы сразу подумать. Он, к слову, начал «взаимодействовать» с микрофоном в 50-е годы и только спустя 10 лет появился на телевидении. Озерову доверяли вести серьезные мероприятия мирового масштаба – не только чемпионаты, но и Олимпийские игры. Кроме футбола он комментировал популярный в СССР хоккей.

У истоков комментаторской деятельности в нашей стране стоял всеми любимый Вадим Синявский. В 1929-м году он впервые провел радиорепортаж футбольного поединка между национальными сборными России и Украины. Молодому специалисту на тот момент было всего 22 года. Спустя 6 лет Синявский в прямом эфире комментировал матч из-за рубежа, тогда футболисты Советского Союза встречались с командой из Турции.

Вадим Синявский комментатор

Вадим Синявский

В годы ВОВ голос Синявского был таким же узнаваемым, как голос Юрия Левитана. Комментатор воевал на передовой, был участником самых ожесточенных сражений (на Курской дуге, в Севастополе и Сталинграде). Практически под свистом пуль он продолжал вести репортажи. Его голос слышали болельщики, когда в августе 1944 года шел поединок между «Зенитом» и ЦДКА (ЦСКА) (в военное время посредством спорта поднимали дух патриотизма).

В одном из боев Вадим потерял глаз, однако работу не оставил. В 1941-м году, когда Москва была осаждена врагом, Синявский комментировал военный парад. А спустя 4 года, после Великой Победы благодаря ему ликующий народ узнал, что происходит на главной площади страны.

Революция телевещания: повторы, прямые трансляции

Первый матч, который показали в прямом эфире в СССР, комментировал тоже Вадим Синявский. Произошло это в 1949-м году. Тогда на стадионе (ныне реконструируемом), который находится в Петровском парке, играли «Динамо» и ЦДКА. Последняя команда выиграла с разницей в три гола. Первый, ставший уже историческим, гол в ворота соперника забил Григорий Федотов. В его честь многими годами позже назвали символический клуб, в который вошли спортсмены, забившие в официальных матчах от 100 и более голов.

Футбольный матч в СССР

В Европе подобные репортажи уже давно пользовались популярностью. В 1936 году на Олимпийских играх, которые проводили в Германии, впервые использовали уникальную технологию – повторяли особо острые моменты.

Цветное телевидение совершило переворот

Вплоть до 1969 г футбольные трансляции не могли выйти на новый, качественный уровень. Мешали некоторые нюансы:

  • Телевизоры имели маленькие экраны, да и в целом не каждый мог себе позволить эту дорогостоящую технику. Во многих государствах, даже развитых их считали роскошью. В Советском Союзе и подавно телеприемники можно было найти отнюдь не в каждом доме. Зато счастливые обладатели такого ноу-хау приглашали к себе гостей, чтобы настроиться в большой компании на просмотр важного мероприятия.
  • Цветное телевидение отсутствовало, что создавало определенные проблемы – в частности, порой команды были неразличимы между собой. Следовало учитывать, что все темные цвета (красные, синие, зеленые) выглядели одинаково серо. По этой причине приходилось заранее оговаривать этот момент: кто-то наряжался в белое, кто-то в темное. В обратном случае зрителю сложно было бы идентифицировать игроков на поле.

Впервые о цветном телевидении заговорили в конце к началу 60-х, но только в Америке, Западной Германии и Франции. Однако первый футбольный матч в цветном варианте показали английскому телезрителю только в 1969-м году, тогда на поле вышли «Ливерпуль» и «Вест Хэм». Притом что трансляция была записана заранее. Первым чемпионатом мира, который показали в цвете, стал мундиаль 1970-го года в Мексике.

Чемпионат мира по футболу в Мексике 1970г

Удивительно, но несмотря на самый разгар холодной войны в нашей стране велись трансляции с чемпионатов, именно поэтому футбол приобретал все большую популярность среди советских болельщиков. Это было связано еще и с тем, что на Западе в футбол играли несколько лучше, чем в нашей стране уже начиная ближе к 80-м годам. Более того, простые иностранцы-работяги имели возможность ездить по миру вслед за любимой командой. Советским гражданам такая роскошь была недоступна.

Суперсовременные технологии на рубеже веков

В начале 2010 года в Англии провели первую футбольную трансляцию в 3D-формате. В матче приняли участие «Арсенал» и «Манчестер Юнайтед». Подобное ноу-хау только начинает набирать обороты и пока не вошло в обиход.

Таким образом, сегодня смотреть футбол по телевизору становится гораздо интереснее, чем на трибуне. Как бы парадоксально это не звучало. Безусловно, полученные эмоции сложно с чем-то сравнить, однако возможность посмотреть повторы, переслушать комментарии экспертов, остановить трансляцию кому-то нравится больше.

В последнее время операторскую работу кинематографистов и телевизионщиков берутся сравнивать. И это неспроста. Дело в том, что и там, и там, огромная команда профессионалов бьется над получением качественной картинки, которую увидит зритель. Поговаривали, будто именитые режиссеры снимали свои легендарные картины несколькими камерами – чуть ли не сотней, чтобы добиться максимально правдоподобного, проникающего эффекта. В футболе пока о таком количестве оборудования речи не идет. Однако то, что одновременно на поле работают около двадцати операторов – известный факт.

Камера-паук на стадионе

Камера-паук на стадионе

Среди разновидностей камер есть и такие, которые летают сверху, и те, что демонстрируют замедленные повторы, и те, что стоят за воротами. Более того, по периметру поля расставляют микрофоны: болельщики могут слышать подсказки тренеров, подбадривания игроков, решения судей.

Футбол стал телевизионным шоу, на котором зарабатывают большие деньги

Телевидение сделало свое дело. Теперь спорт – это бизнес, каждая трансляция переполнена рекламными паузами, более того, на поле тоже мелькают растяжки с наименованиями той или иной крупной организации, спонсирующей команды.

Оператор на футбольном матче

Со временем футбол стал грандиозным шоу, на котором зарабатывают приличные деньги. За команды болеют теперь не только соотечественники, весь мир следит за баталиями «Реала», «Арсенала», «Баварии», «Барселоны» и других именитых команд Испании, Германии, Англии. Рекламные туры чемпионов, легендарных футболистов в США, Китай или Японию всегда сопровождаются массовым ажиотажем. Шутка ли, финал чемпионата мира, который прошел в России в прошлом году, посмотрело более миллиарда телезрителей.

Заработки идут не только от телетрансляций и продаж прав на них. Команды получают немыслимые гонорары от продаж билетов, маек ведущих спортсменов, сувениров, символики. Призовые крупных турниров тоже немаленькие. Все это позволяет владельцам клубов тратить баснословные суммы на игроков топ-уровня.

Футбол тоже подстраивается под требования телевизионщиков. К примеру, время от времени в регламент вносятся правила, способствующие тому, чтобы матчи выглядели более зрелищно. Теперь при пасе ногой вратарю мяч нельзя брать в руки. Если раньше улетевший на трибуны мяч должны были дожидаться, то теперь существуют запасные, которыми можно воспользоваться в такие моменты.

Где лучше: дома или на стадионе? Как изменилась культура боления благодаря телевидению

Болельщики под воздействием телевидения стали более культурными. Безусловно, рьяных фанатов и теперь можно встретить на улицах после матчей. Однако система безопасности на самих трибунах выполняет свою работу качественно. Ранее, в бытность СССР мужчины могли себе позволить пропустить пару-другую стаканов спиртного под игру любимой команды. Сегодня же подобных любителей выпить, а тем более подебоширить просто-напросто не пустят на арену. Болельщик стал моложе, разнообразнее: далеко не редкость присутствие на трибунах женщин с маленькими детьми.

Благодаря современным технологиям подсуживать стало труднее: тренер имеет право попросить сделать видеоповтор, зрители на экранах тоже увидят фальшь. Созданный не так давно принцип проверки спорных моментов был порожден именно бесчисленными судейскими промахами.

Нечто большее, чем просто вид спорта

Телевидение сделало все, чтобы футбол был для болельщиков не просто видом спорта, а чем-то большим. И дело тут вовсе не в бизнесе и инструменте для зарабатывания денег. Суперпопулярное и грандиозное шоу, которого ждут у экранов не сотни, а миллионы телезрителей, становится настоящим спортивным праздником. Среди болельщиков уже давно числятся не только мужчины и дети, но и женщины. Жаждущие увидеть настоящие противостояния ждут трансляций крупных состязаний – Лиги Чемпионов, чемпионаты Европы и мира, Олимпийские игры. Хотя последние в мире футбола фактически ничего не значат и меркнут по зрелищности и масштабности в сравнении с мундиалем, который также проходит раз в четыре года.

Безусловно, свой вклад в успешность и популярность футбола вносят и спортивные телепрограммы, в которых демонстрируют мнения экспертов, аналитику, берут  интервью у именитых игроков, приглашают болельщиков на интервью. С распространением социальных сетей легендарные спортсмены стали намного ближе к народу – это подкупает.

В советские времена ничего подобного не было. Что касается телевидения, на Первом канале выходила программа «Футбольное обозрение» вплоть до начала нулевых. Популярностью она пользовалась, однако не хватало всего того, что есть в изобилии сегодня.  

Болельщикам сегодня есть чем заняться в перерывах между чемпионатами мира или Европы – посмотреть отборочные матчи, матчи в рамках первенств страны (не только России), Лигу Чемпионов, которые транслируют фактически ежедневно.

 

 

 

 

 

Опубликовано:07.06.2019
Теги:
388

Похожие новости