Главная Завод ЛОМО – лучшая советская оптика

Завод ЛОМО – лучшая советская оптика

Иван Петров

- Автор

Ленинградское оптико-механическое объединение (АО «ЛОМО») – старейшее предприятие в России, которое с самого начала специализировалось на выпуске оптических приборов. Основанный в начале XX века завод, пережил бурные события, которые сотрясали страну на протяжении ста лет – войны, революции, экономические и политические кризисы. В начале третьего тысячелетия российская компания АО «ЛОМО» – промышленный флагман, производящий огромный ассортимент оптической техники, и его история не менее интересна, чем выпускаемая продукция.

1914-1917 гг. Российское акционерное общество оптического и механического производств

Обладая целой плеядой талантливых ученых, гениальных изобретателей и предприимчивых дельцов, Российская империя заметно отставала в ряде отраслей. Особенно это было заметно в сфере оптической промышленности. Большая часть приборов и инструментов – микроскопы, подзорные трубы, прицелы и даже очки изготавливалась за границей. С конца XIX века неоднократно предпринимались попытки наладить свое производство, но многие предприятия терпели крах, а выжившие не могли покрыть возрастающие потребности империи.

Ситуация изменилась в 1905 году, когда выдающийся инженер и изобретатель, академик Алексей Николаевич Крылов предложил создать оптическую мастерскую на базе Обуховского завода. Первое время оптический отдел изготавливал бинокли, прицельные приборы, дальномеры для нужд военно-морского флота. Одним из консультантов был Александр Львович Гершун известный физик-оптик. В 1909 году ему было предложено место заведующего отделом. Деятельный ученый и прекрасный организатор, он за считанные годы подготовил почву для создания полноценного производства. Впоследствии А.И. Крылов назвал Гершуна единственным человеком, который смог поставить оптическое дело в России.

К 1912 году вокруг А.Л. Гершуна собралась команда единомышленников. Было учреждено Российское акционерное общество оптического и механического производств. Брат А.Л. Гершуна – Борис Львович, составляет прошение о регистрации устава новой компании в Министерство торговли и промышленности. Почти год ушел на получение разрешения. В феврале 1914 г. в двух петербургских изданиях – «Вестнике финансов, промышленности и торговли» и «Ведомостях Санкт-Петербургского Градоначальства», появились заметки о начале деятельности нового акционерного общества. В числе крупнейших акционеров числились Петербургский коммерческий банк, Русско-Азиатский банк и французская компания Schneider Le Creusot («Шнейдер-Крезо»).

На тот момент уже было запущено строительство нового завода по адресу Чугунная улица, 20. В своем первом обращении к жителям города представители Общества оптического и механического производств обозначили главные задачи предприятия:

  • развитие оптико-механической промышленности;
  • приоритет русских специалистов и отечественных материалов;
  • разработка новых технологий и изобретений.

Директором Общества и первым руководителем завода стал А.Л. Гершун. Отдельные подразделения завода начали работать уже в апреле 1914 года. В мастерских ремонтировали старую оптику, создавали собственные разработки. В оснащении нового предприятия участвовали многие крупные фирмы Германии, Франции, США, Швейцарии. Например, электромонтажная техника от Siemens-Schuckertwerke, оптическое стекло и станки от Parra-Mantois. Но и русские предприятия не отставали, так, фрезерное и токарное оборудование поступило от Путиловских заводов (шести основных металлургических предприятий Российской империи).

Открытие завода РАООМП было запланировано на 1 августа 1914 года. Торжественное событие было омрачено началом Первой мировой войны. Но этот же фактор обусловил стремительный рост предприятия и обеспечил его стабильное развитие. Основные заказы поступали от Военного министерства, а самым первым изделием, полностью разработанным и изготовленным на заводе, стал прибор для проверки прицельных линий артиллерийских орудий. Кроме того, в кратчайшие сроки был освоен выпуск детонаторных трубок, многократно увеличивший чистую прибыль предприятия.

С 1916 года России захлестнуло стачечное движение. Затянувшаяся война, истощившая все ресурсы, тяжелое положение рабочих требовали кардинальных решений. Петроградский оптический завод не стал исключением. Был создан заводской комитет из работников, который боролся за повышение заработной платы, улучшения условий труда, обеспечение медицинской помощи. Руководство предприятия шло на уступки, но ситуацию это не улучшило. В революционный 1917 г. рабочие завода принимали деятельное участие в митингах, забастовках и вооруженных конфликтах. Осенью производство почти полностью остановилось.

1918-1929 гг. Государственный оптический завод и Трест оптико-механического производства

Октябрь 1917 г. внес коррективы в жизнь всей страны, везде создавались органы местного управления. Дирекция завода была отстранена от власти, фактическое руководство замершим предприятием перешло к контрольной комиссии. Благодаря ее вмешательству удалось не допустить утечки огромной суммы – 1,5 млн рублей, которые Правление Российского Акционерного общества оптического и механического производств попыталось перевести во Францию, на счета компании Schneider Le Creusot. Из удержанных средств были выплачены зарплаты рабочим.

В июне 1918 года завод был национализирован. Контрольная комиссия утвердила план развития предприятия, но его реализации помешала Гражданская война. Многие рабочие были призваны в ряды новой Красной Армии, кто-то ушел на фронт добровольцем. Цеха обезлюдели, но работа продолжалась. И в это тяжелое время был создан первый русский киноаппарат «Русь», заказ на который поступил еще в апреле 1918 г. Образец был признан успешным, и первая партия новой кинопроекционной техники вышла к годовщине Октябрьской революции. На праздничном митинге впервые прошел киносеанс с использованием отечественного оборудования.

Но это не спасло завод от официального закрытия в 1919 г. Чтобы решить вопрос с катастрофической нехваткой кадров, с фронтов Гражданской войны были в срочном порядке отозваны квалифицированные специалисты. Одним из первых в 1920 г. вернулся Леонид Гаврилович Титов (1885-1941), выдающийся физик-оптик, который впоследствии организовал первую в стране кафедру оптического стекла. И он же стал первым директором. В начале 1920-х гг. в России, измученной Первой мировой и Гражданской войнами, остро ощущался дефицит обычных бытовых товаров. Вновь запущенный завод наладил выпуск щипцов для завивки волос, утюгов, гирь, лопат. Возобновилось производство приборов, оптические детали к которым приходилось изготавливать на самодельном деревянном станке, который рабочие прозвали «сорок мучеников» за душераздирающий скрип во время процесса.

Еще в 1921 г. бывшее акционерное общество стало Государственным оптическим заводом. Его аббревиатурой была названа новая разработка, созданная в 1923 г. – портативная киноустановка «ГОЗ» на базе лампы накаливания. В 1924 г. к заводу присоединились Государственные мастерские метеорологических и точных приборов, что привело к образованию Треста оптико-механического производства. Самым известным его детищем стал выпущенный в 1926 г. стационарный кинопроектор ТОМП-4. В том же году был налажено производство оптического стекла. Развитие промышленности требовало наращивания мощностей и в 1929 г. началось строительство новых корпусов объединенного предприятия и выпуск астрономических приборов.

1930-1940 гг. Государственный оптико-механический завод

Начало нового десятилетия ознаменовалось переименованием завода в Государственный оптико-механический завод (ГОМЗ). И тогда же был впервые в СССР был выпущен любительский фотоаппарат «Фотокор». После этого гражданская продукция пополнилась широким ассортиментом фото- и кинотехники, астрономическими и геодезическими приборами. Большую роль в развитии завода сыграли руководитель фотолаборатории А.А. Ворожбит, конструктор А. Я Симановский, но главной движущей силой стал назначенный в 1932 г. директором И.А. Уваров. Благодаря ему значительно улучшились не только заводские показатели, но и условия труда рабочих. Кроме того, для последних были построены стадион и дом культуры.

После запуска собственной астромастерской завод начал сотрудничество с ленинградскими физиками-оптиками, в результате чего были выпущены первые советские плоские зеркала диаметром 30 см. А в 1936 г. астрономы наблюдали солнечное затмение с помощью целостатов экспедиционного типа, разработанных на ГОМЗе. Также были созданы оптический комплекс для планетария, телескоп-астрограф для обсерватории и множество других приборов. История сохранила имена конструктора Н.Г. Пономарева и инженера Б.К. Ионнисиани, под руководством которых разрабатывалось уникальное оборудование.

В 1930-х гг. предприятие наладило производство звуковой портативной киноустановки «ГЕКОРД», зеркального фотоаппарата «Спорт» и пластиночной клап-камеры «Турист». Прорывом стала разработка универсального шкального фотоаппарата «Смена», массовый выпуск которого прервала Великая Отечественная война.

1941-1945 гг. Война

Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 г. полностью перевернуло судьбу страны. Уже на следующий день открылись пункты, в которых велась запись добровольцев. На Государственном оптико-механическом заводе несколько сотен работников подали заявления. И 400 заявлений поступило от женского коллектива работниц. Еще через месяц был организован заводской отряд партизан, который также был отправлен на фронт. Немецкие войска прорывались к Ленинграду и часть завода была эвакуирована в Казань. Почти месяц, с 21 июля по 17 августа перевозилось оборудование и рабочие с семьями. Еще три ушло на обустройство предприятия на новом месте. В конце 1941 казанский филиал ГОМЗа начал выпуск продукции.

Головное производство, оставшееся в Ленинграде, перешло на изготовление продукции для фронта – взрыватели, снаряды, корпуса гранат, штыки. Много внимания уделялось созданию прицелов, панорам, а также ремонту оптических приборов. Директором был назначен Вячеслав Николаевич Семенов, на плечи которого легла вся тяжесть забот по обеспечению бесперебойной работы на 2/3 обезлюдевшего предприятия в условиях блокадного города. Бомбежки и обстрелы нанесли большой ущерб заводу, были разрушены корпуса, погибали рабочие. Страшный голод и лишения коснулись всех, многие не пережили суровое время. Но завод работал, не допуская срывов поставок для фронта. В марте 1942 г. была запущена лаборатория для производства хвойного экстракта. В нем содержится в 6 раз больше витамина С, чем в лимоне, состав богат на группу витаминов В, фолиевую кислоту, макро- и микроэлементы, а также углеводы, фенольные и азотсодержащие соединения. Выпускаемый экстракт был совершенно необходим истощенным жителям Ленинграда и спас многие жизни. В апреле на заводе начала работу собственная блок станция для подачи электроэнергии.

Ленинградская блокада была прорвана в январе 1943 г., но еще целый год ушел на то, чтобы окончательно ликвидировать ее. Весь 1944 г. прошел под лозунгом восстановления полуразрушенного завода. Расширялось и производство, с конвейеров сошли первые партии высокоточных измерительных приборов и оптиметров. Ближе к 1945 г. был разработан универсальный микроскоп УИМ-21. Стоит отметить, что около 70% рабочего коллектива составляли женщины. За годы войны завод потерял почти 1500 рабочих и служащих, но сумел выстоять и выполнить все поступающие заказы. Многие сотрудники были награждены медалями и орденами.

1950-е гг. Восстановление завода

Развитие Государственного оптико-механического завода в послевоенные годы связано в первую очередь с необходимостью восстанавливать разрушенную страну. В огромных масштабах требовались приборы, инструменты, оборудование для лабораторий, медицинских и образовательных учреждений, а также разнообразные бытовые предметы. Руководителем предприятия в 1951 г. стал Михаил Панфилович Панфилов, высококлассный специалист, который работал на заводе еще в период блокады Ленинграда. Первым серьезным вызовом стал заказ на производство различных оптических приборов для Московского государственного университета, и в 1952 г. завод успешно выполнил задание.

Восстановленные астромастерские не отставали. Для начала был создан зеркальный телескоп АЗТ-11 с диаметром рефлектора 1.25 м, а затем под руководством Баграта Константиновича Иоаннисиани был построен крупнейший на тот момент телескоп Шайна, с зеркалом диаметром 2.6 м. Наращивали производственные мощности и фотолаборатории. Снова начал выпускаться фотоаппарат «Смена», а в 1956 г. свет увидела уникальная малоформатная камера «Ленинград», при изготовлении которой использовались исключительно советские разработки. Новый прибор настолько впечатлил иностранных специалистов, что на Всемирной выставке 1958 года, проходившей в Брюсселе, он получил золотую медаль.

Не менее успешными были изделия, выпускаемые для нужд армии и военно-морского флота. Очень плодотворной была деятельность конструкторского бюро морского приборостроения и организованного в 1956 г. КБ перископостроения. Наибольшую известность из продукции получили дальномеры ДМС-3 и астронавигационные перископы «Лира». Таким образом, к началу 1960-х годов завод стал одним из крупнейших предприятий стран, чья слава гремела и за границей.

1960-е – 1980-е гг. ЛОМО

Начало шестидесятых ознаменовалось слиянием промышленных предприятий, с целью повысить их эффективность. В 1962 г. Государственный оптико-механический завод был объединен с заводами «Прогресс», «Кинап» и Опытным оптико-механическим заводом треста «Русские самоцветы». Первый из них специализировался на выпуске военных приборов, второй производил киноаппаратуру, третий – микроскопы, увеличители и прочую технику. Так было создано Ленинградское объединение оптико-механических предприятий. В 1965 г. название было изменено на Ленинградское оптико-механическое объединение. Логотипом ЛОМО стала двояковыпуклая линза с аббревиатурой ОМО, увенчанная буквой Л.

Производительность объединения возросла в 6 раз, строились новые корпуса, разрабатывались инновационные технологии, расширялся ассортимент продукции. Среди гражданских товаров особой популярностью пользовалась фото- и кинотехника. Линейка фотоаппаратов «Смена» пополнилась знаменитой камерой «Смена-8М», которая попала в книгу рекордов Гиннеса за огромные масштабы выпуска. Фототехника и объективы ЛОМО были распространены повсеместно, появился даже такой термин, как «ломография». В 1970 г. был создан простой и надежный кинопроектор 23КПК-1, поступивший во все кинотеатры страны. Большим тиражом разошлась кинокамера «Русь», получившая название в честь первого кинопроектора, созданного в 1918 г.

В 1960-х – 1980-х гг. номенклатура изделий выросла настолько, что перечислить ее довольно затруднительно. Выпускались микроскопы для исследований в медицине, биологии, геологии, криминалистики и т. д., спектральные приборы и астрономическое оборудование, например, Большой азимутальный телескоп. Было с нуля освоено производство лазерной техники, многие образцы представляли собой уникальные приборы без аналогов в мире. Стабильное поступательное развитие завода ЛОМО прервала перестройка 1985 года. Политические и экономические процессы в стране привели к кризису, который сильно ударил по всем предприятиям страны.

1990-е гг. ЛОМО и перестройка

Снижение государственных заказов в области киноаппаратуры и звуковой техники парализовало это направление на предприятии. За 1963-1992 гг. с конвейеров завода сошло более 100 тыс. моделей объективов как для любителей, так и для советских киностудий, и в том же 1992 г. все это закончилось. В попытке выжить ЛОМО стало акционерным обществом, максимально сократило производство и потеряло большую часть своих сотрудников. Но постепенно ситуация выправлялась. Продолжали выпускаться разнообразные измерительные и исследовательские приборы, лазерное оборудование, возобновилось участие в международных мероприятиях – конференциях, выставках, саммитах. К началу 2000-х гг. завод ЛОМО в Санкт-Петербурге вернулся к стабильному росту и был готов к новым вызовам.

2000-е – наши дни. Кинообъективы ЛОМО

Нет сомнений в том, что флагман российской промышленности в области оптики рано или поздно вернулся бы к производству кинотехники. Но случай ускорил этот процесс. В 2007 г. американская фирма, возглавляемая Грэгори Мирандом (к слову, выпускником Института киноинженеров СССР), искала в России предприятие для создания киносъемочных объективов, которые можно было бы использовать в профессиональном кино. Он обращался к различным оптическим предприятиям постсоветского пространства, но решилось на эксперимент только ЛОМО. Несколько лет ушло на разработку и создание образцов супер светосильных приборов. Но уже в 2010 г. по договору с компанией Luma Tech Inc. В США отправились первые серийные партии кинообъективов ЛОМО.

По словам помощника генерального директора АО «ЛОМО» Лазаря Залманова, решение возродить производство киноаппаратуры на заводе было скорее имиджевым. Не каждое предприятие может выпускать высококлассную оптику и это вопрос престижа. К тому же когда-то Ленинградское объединение на весь мир славилось своей техникой, и появление новой продукции, соответствующей современным реалиям, невольно вызывает ассоциации с советским гигантом, а это благоприятно сказывается на бренде. Доходная же часть проекта составляла около 1%, львиная доля прибыли приходилась на приборостроение и оборонные заказы. И все же профессиональная оптика, производимая ЛОМО, по достоинству оценена не только кинооператорами из США и России, она пользуется заслуженными уважением среди специалистов стран Европы, Канады и др.

Кино на ЛОМО

За период 2012-2020 гг. в России на аппаратуре ЛОМО было снято множество фильмов, в том числе с помощью оптики из серии «Illumina S35». Это художественные картины «Время собирать», «28 панфиловцев», «Герасим», «Ваш репетитор», «Котел», телевизионные сериалы «Без следа», «Метод Лавровой-2», «Господа-товарищи», «Дружина», «Молодежка» 2-4 сезоны, «Ворона», «Адмиралы района» и др. Все это дает надежду, что производство кинотехники достигнет и превысит показатели советского времени и мы еще не раз услышим о заводе объективов ЛОМО.

И вместо завершения покажем кейс из нашего портфолио с использованием оптики LOMO Illumina во время домашнего онлайн-концерта Егора Тимофеева, группа МультFильмы.

p.s. Понравилась статья? Так же у нас на сайте есть большая серия статей про историю телевидения:от первых экспериментов до наших дней.

Похожие статьи