Главная Хидэо Кодзима. Биография, игры и почему он – гений?
14.10.2019
10 мин

Хидэо Кодзима. Биография, игры и почему он – гений?

Иван Петров

- Автор

Хидэо Кодзима – самый популярный геймдизайнер в игровой индустрии. В августе 2019 года ему стукнуло 56 лет. Прежде всего Кодзима известен благодаря уникальной серии игр «Metal Gear». Статус легенды он получил еще при жизни. О том, с какими сложностями пришлось столкнуться Кодзиме на пути к успеху и почему он гений, подробно рассказано ниже.

Краткая биография

Гений игровой индустрии родился в 1963 году в Токио. Детство мальчика нельзя назвать счастливым и беззаботным. После окончания экономического вуза Кодзима попал в компанию Konami и получил работу по игровому дизайну. Проработав в Konami около 30 лет, Кодзима из-за конфликта с руководством был вынужден покинуть ее, после чего у разработчика начался собственный, независимый путь в игровом мире.

О личной жизни разработчика почти ничего не известно. Есть только информация о том, что он уже долгое время женат и что у него подрастает ребенок.

Почему все единогласно утверждают, что Кодзима – гений? Во многом это объясняется его философией, одиночеством, сложными событиями в жизни и, конечно же, бесспорной гениальностью. По словам Кодзимы, все создатели одиноки. У них нет времени на друзей, а если им чудом и удается с ними встретиться, то они (по крайней мере, сам Кодзима) мысленно уносятся в другие сферы. Кодзима утверждает, что постороннего сфантазированная им история не увлечет, поэтому он может хорошо общаться только с теми людьми, у которых такие же мечты и стремления.

Детство и юные годы

Хидео Кодзима появился на свет 24 августа 1963 года в районе Сэтагая (Токио). Помимо него, в семье было еще 2 старших детей. Семья часто меняла место жительства. Когда Кодзиме исполнилось 4 года, семья переехала в Осаку, а в возрасте 13 лет мальчик столкнулся со смертью отца. Также Кодзиме пришлось пережить много других опасных моментов – он чуть не утонул, купаясь в реке, его едва ли не сбил поезд, а однажды он пострадал от нападения бешеной собаки.

Кодзима рассказывал, что почти все свое время проводил возле телевизора, так как его родители были слишком заняты на работе. Мальчик смотрел все подряд – аниме, передачи о природе, кулинарные и развлекательные шоу. По вечерам вся семья смотрела фильмы, и Кодзима отправлялся спать только после того, как кино подходило к концу. В биографии разработчика даже утверждается, что мальчик не мог отправиться в постель, не досмотрев фильм. Все это несколько повлияло на его характер и привычки. Например, когда Кодзима во время деловых поездок заходит в номер отеля, первое, что он делает – включает телевизор. Это притупляет тоскливое ощущение одиночества.

Также на мировоззрение Кодзимы оказали влияние рассказы отца о военных годах – сам мужчина в защите родины не участвовал и очень об этом жалел. Несмотря на Вторую мировую и бомбардирование японской столицы, в дальнейшем отец полюбил американский кинематограф, что отразилось и на мальчике.

По мере взросления Кодзима собирался стать художником или заняться иллюстрацией. А несколькими годами ранее он мечтал о профессии астронавта, детектива и сотрудника полиции. Однако в Японии главным считалось наличие «нормальной» постоянной работы с высокой зарплатой, поэтому окружающие парня не поддерживали. К тому же его дядя, будучи иллюстратором, жил крайне небогато, и этот факт удручал Кодзиму.

Все эти факторы вместе с уходом отца из жизни и трудным материальным положением семьи повлияли на дальнейшую судьбу Кодзимы. Сначала он решил отправлять в местные журналы «небольшие» рассказы страниц на несколько сотен как минимум (а стандартными считались рассказы максимум в сотню страниц). Неудивительно, что ни один журнал не опубликовал его рассказы.

Были попытки начать снимать фильмы на камеру 8 мм – Кодзима с друзьями хотел снять фильм о зомби для фестиваля, проводимого в школе каждый год. Но попытки оказались неудачными. Парень даже пытался создать поп-группу – не для заработка, а для души.

Далее последовало поступление в экономический вуз. Примерно в тот период Кодзиме в руки попала игровая приставка Nintendo, с чего и началось его увлечение игровой индустрией. Он попал в игровую студию Konami. Поначалу Кодзима испытывал трудности при адаптации в японской организации. Руководство отмахивалось от его предложений, а игра, которую он разработал с командой, так и не была выпущена. Однако у Кодзимы все было впереди, и совсем скоро он завладел пристальным вниманием руководства.

Основные даты в биографии

1986 год. Кодзима попал в компанию Konami, получив работу игрового дизайнера. Его приняли в подразделение, которое отвечало за проекты для MSX (домашних компьютеров 80-х годов). В последующие два года Кодзима разработал свой проект – Lost Warld (world – мир, war – война), однако руководство его отбраковало. Однако разработчику удалось выпустить проект Metal Gear для MSX 2, с чего началась его известность.

1988 год. Кодзима стал участником разработки Snatcher. Это видеоигра в жанре приключений и киберпанка. Героем выступил житель города Нео-Кобе – Гиллиан Сид, который по мере развития сценария выявлял невероятные факты о собственной жизни. Проект оказался успешным, хотя и получил свою порцию негативных рецензий.

1990 год. Кодзима разработал и выпустил Metal Gear 2: Solid Snake для MSX. Особое внимание было уделено сюжету, а формула процесса игры осталась без изменений.

1992 год. Вышел ремейк Snatcher для PC Engine (Snatcher CD-ROMantic).

1994 год. Вышла нуар-игра в жанре приключений Policenauts.

1996 год. Snatcher CD-ROMantic и Policenauts перенесли на PlayStation.

Примерно в это же время релиз Metal Gear Solid на PS приводит к невероятной популярности Кодзимы. Разработчик был первым в истории игровой индустрии, кто воспользовался возможностями 3D-графики. Вместе с уникальной сюжетной линией игра получила восторженные отзывы поклонников.

2000 год. Кодзима трудится над продолжением Metal Gear Solid – Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty. Вставки из кино, анимационные и графические элементы отличаются невероятным уровнем реалистичности. Но Кодзима заменил главного героя первых игр на Райдера, и это не понравилось многим игрокам. После этого Кодзима стал продюсером шутера от 3 лица Zone of the Enders и проекта Boktai: The Sun is in Your Hand.

2002 год. Кодзима входит в топ-10 лучших личностей по мнению журнала Newsweek.

2004 год. Выход ремейка Metal Gear Solid – Metal Gear Solid: The Twin Snakes. Режиссером стал Рюхэй Китамура, который тоже является довольно популярной личностью в игровой индустрии.

2005 год. Команде Кодзимы выделили отдельную студию под названием Kojima Productions. Она просуществовала 10 лет и за все это время выпустила массу известных игр для разных платформ.

2008 год. Кодзима входит в топ-100 игровых разработчиков, заняв 7 место по версии журнала Next-Gen. В том же году MTV Game Awards вручили Кодзиме награду за достижения, которых он добился в жизни.

2009 год. Кодзима занимает 6 строчку в списке лучших разработчиков игр за все время по версии IGN. В том же году он получил награду за достижения в жизни на конференции Game Developers Conference.

2015 год. Кодзима покидает компанию Konami, а студия его команды была расформирована. Одной из вероятных причин ухода разработчика является денежный вопрос. Кодзиме выдавалась зарплата несмотря на высокие продажи игр. При этом времени на создание игр затрачивалась масса, релизы постоянно откладывались, и это вынуждало разработчика тратить больше денежных ресурсов, чем он предполагал.

Тот же 2015 год. Кодзима заново создал Kojima Productions, которая теперь стала свободной студией. В открытии также принимали участие сотрудники Sony Computer Entertainment.

2016 год. Анонс игры Death Stranding. В том же году Кодзиме на 19 ежегодном конкурсе D.I.C.E. Awards вручили награду Зала славы AIAS. А через 12 месяцев разработчика наградили на игровом шоу Brasil Game Show (Бразилия).

2019 год. В октябре Кодзима побывал в России, что стало значительным событием для поклонников деятельности японского разработчика.

Самые известные проекты

К самым известным проектам гения относятся следующие.

Metal Gear

В то время особой популярностью пользовались игры про войну. Однако Кодзима занимался разработкой игр для домашнего компьютера MSX и не имел ни малейшей возможности сделать стрельбу и сцены драк хоть немного зрелищными и интересными.

Но вскоре Кодзиме пришла в голову отличная идея на основе фильма, в котором персонаж Маккуина, выбираясь из заточения, делает неожиданные для зрителей шаги. В игре Metal Gear акцент был сдвинут со стрелялок и погони на стремление избежать встречи с вражескими силами при продвижении к цели.

Таким образом, Metal Gear – первая стелс-игра, где пользователь должен предотвратить обнаружение врагами своего игрового персонажа. Помимо этого, она в скором времени получила статус классической – ее на полном основании сравнивали с высокобюджетными боевиками, причем последние несколько проигрывали ей. Кодзима разработал невероятно интересный геймплей вместе с захватывающим сюжетом.

Успех Metal Gear не остался незамеченным руководством Konami. Вышестоящие лица стали с большей охотой выделять финансирование на проекты Кодзимы. Благодаря этому четвертая игра из этой серии в виде выдающегося американского романа – Metal Gear: Solid – в 1988 году стала абсолютным хитом.

P.T.

Успех и известность, которые пришли к Кодзиме после Metal Gear: Solid, натолкнули его на создание франшизы. Разработчик выпустил еще 7 игр с Солидом Снейком в роли главного героя. После этого Кодзиме предложили поучаствовать в разработке другой известной серии – Silent Hill. Разработчик вместе с режиссером Гильмермо дель Торо выпустил демоверсию игры – P.T.: в ней герой несколько раз подряд проходил одну и ту же локацию, и при каждом повторе натыкался на ужасающие изменения в окружающей обстановке.

Демоверсия была принята на ура, и игроки с нетерпением ожидали релиза. После этого Konami внезапно прекратили разработку игры и без объяснений удалили демо-версию из PlayStation. Это привело к праведному гневу у всех, а Кодзима после 30 лет успешной работы в компании в 2015 году ушел из нее ее, так как испорченные отношения с руководством не оставили ни малейшего шанса на дальнейшее сотрудничество.

Death Stranding

В 2016 году на выставке E3 Кодзима представил проект своей личной студии в жанре экшн с открытым миром. Проект ожидает оглушительный успех. Дизайнером и сценаристом выступил Кодзима, работая совместно с известными актерами Норманом Ридусом, Мадсом Миккельсеном, Леа Сейду, а также с художником Едзи Синкавой и упомянутым выше Гильмермо дель Тором. На текущий момент игра находится в разработке, выход запланирован на 8 ноября 2019 года. Поездки Кодзимы по разным странам в рамках промокампании только еще сильнее разогревают интерес игроков.

Приезд в Россию осенью 2019 года

Известный геймдизайнер в октябре 2019 года появился в столице в ходе промо кампании, которая была посвящена релизу Death Stranding. Хидэо Кодзима был замечен на выставке «Игромир-2019», его пригласил к себе на передачу Иван Урган

Кодзима произвел впечатление скромного, сдержанного человека. По его словам, он не считает себя гением, однако, «раз его все вокруг называют именно так, то когда-нибудь в будущем он им действительно станет». Также Кодзима признался, что его окружают множество гениальных и талантливых людей, и ему трудно выбрать одного человека. Одним из людей, которые вдохновляют разработчика, является советский режиссер театра и кино Андрей Тарковский. На его деятельность и мировоззрение оказали влияние и многие другие деятели искусства. Иван Ургант шутливо спросил гостя, кого из российских актеров – Серебрякова, Михалкова или Ярмольника – Кодзима утвердил бы на роль в своей следующей игре, и геймдизайнер ответил – «всех троих».

Кодзима успел ознакомиться и с достопримечательностями столицы, опубликовав на своей странице в Инстаграме снимок с Красной площади. Также геймдизайнер признался, что если бы он разрабатывал игру про Россию, то обязательно включил бы в нее уровень с московским метро. В ответ на это столичный метрополитен выпустил 15 проездных карт «Тройка», на которых был изображен Хидэо Кодзима, а также текст «Обычный пассажир московского метро». На 10 из таких карт разработчик оставил собственный автограф. Карты были разыграны в приложении «Метро Москвы» в ходе викторины.

Приезд гостя вдохновил разработчиков ВКонтакте на создание специальной пасхалки, которая сразу же стала популярной. Достаточно было оставить пост или комментарий со словами «Кодзима» или «Кодзима гений», после чего кликнуть на окрашенный текст, как в правой нижней части экрана появлялся японский геймдизайнер собственной персоной, подмигивая пользователю. Пасхалка была активна в течение недели и использовалась невероятное количество раз.

Чем Хидэо Кодзима занимается сейчас

Пока что новостей о новых проектах Кодзимы нет – сейчас геймдизайнер занимается промо кампанией по игре Death Stranding. Главный персонаж – Сэм Портер-Бриджес. Он живет в постапокалиптическом мире ближайших лет. Из-за необъяснимых взрывов и захватов мира потусторонними существами человечество рискует погибнуть навсегда. Главный герой занимается перевозкой ценных грузов между изолированными городами. Его предназначение – объединить людей, которым удалось остаться в живых.

Изюминка игры – т.н.«времяпад»: как только начинается дождь из другой вселенной, ход времени меняется.

Понравилась статья? Так же у нас можно прочесть биографию стримера и видеоблогера Ильи Мэддисона.

Похожие статьи