Главная Отличие кинокамер (DSLR) от телевизионных камер для трансляций и студийной съемки
26.12.2018
5 мин

Отличие кинокамер (DSLR) от телевизионных камер для трансляций и студийной съемки

Иван Петров

- Автор

Нас часто спрашивают, почему мы не делаем трансляции на кинокамеры типа RED, Alexa или что-нибудь из DSLR (Sony Alpha a7s, Canon 5D Mark III и так далее), а используем более старшие вещательные камеры Sony PMW300K1, Sony HSC300RF или Panasonic AG-HPX500E. В этой статье решили подробно раскрыть эту тему.

Иногда мы используем камеры Blackmagic Production Camera 4K, они отлично себя показали в студийной съемке, где действие в кадре не меняется или какие-нибудь открытые интервью, в которых спикеры всегда находятся практически статично и в режиме реального времени не требуется менять расположение камер.

Единственный минус – камеры Blackmagic крайне чувствительны к свету, поэтому для съемки требуется большое количество осветительных приборов. Ниже несколько фотографий со съемочных площадок, на которых использовались эти камеры. В первом случае – студийная трансляция для компании «БалтБет» на зеленом фоне.

Во втором – трансляция открытого интервью с режиссером Алексеем Германом-младшим.

Технически эти камеры отлично подходят для небольших трансляций. В них есть разъемы SDI, они работают от сетевого питания и могут стабильно работать на одном моторе десятки часов, без каких-либо перегревов матриц и так далее. Плюс настройки камеры крайне просты. Единственный минус – камеры лучше подбирать одной серии, с одинаковыми прошивками, иначе есть риск столкнутся с разными картинками на выходе. На пост-продакшене можно подкрутить, а во время подготовки к прямому эфиру это сделать уже сложно.

Ниже пример трансляции на камеру Blackmagic Production 4K, по свету было две небольших LED панели:

Недавно в программе для трансляции vMix появилась возможность делать цветокоррекцию каждого канала (входящего сигнала) отдельно, поэтому эту проблему можно немного сгладить, но в целом лучше проверять цветопередачу заранее.

Стоимость камеры для онлайн трансляции, сравнение с RED

Теперь стоимость топовых камер линейки RED на текущий момент и камеры Sony HSC-300RF для профессиональной онлайн трансляции.

Далее сравним цену объективов, и здесь уже пойдут серьезные отличия. О цене – чуть ниже, начнем с целей и задач объективов для трансляции. В кино почти все снимается с помощью одной камеры, у съемочной группы обычно проходит несколько репетиций и только потом дубли с записями. При съемке фильмов главное «художественность» размытые фонари или бокэ в кадре с главным героем.

В телевидении все происходит в реальном времени, поэтому оператор должен иметь возможность быстро менять планы, наезжать и подъезжать. Крайне важно, чтобы картинка всегда была «рабочая». Профессиональные объективы для трансляции быстро приближают и отдаляют, не теряют фокус, не прыгает экспозиция. Фото или кинооптика даже близко такого не может.

Возьмем к примеру объектив Fujinon 80x 4K. На данный момент его стоимость 219 000 долларов! В несколько раз дороже, чем сама телевизионная камера!

Цели и задачи камеры для телетрансляции

У кино и телевидения разные задачи, поэтому и камеры разные. В трансляциях мероприятий должно быть все четко – вот люди, вот стадион. Важно показывать действие здесь и сейчас, без заминок и проблем. Оптика для телевизионных камер со электронным сервоприводом решает эту задачу. Плюс у телекамер матрица меньше, ее размер всего 2/3. Фактически это в 3,5 раза меньше, чем у кинокамеры. Например, объектив кратностью x80 сделать под матрицу Super 35 просто невозможно, либо он будет размером как двухэтажный дом.

Некоторые специалисты считают, что если сенсор 2/3, то у всех телевизионных камер не хватает чувствительности. Нет, ничего подобного. Просто у них сразу 3 штуки – на каждый цвет по сенсору, работает через призму. Зеленый, красный и синий – цвета распределяются. И если диагональ матрицы в кино 35 мм, то здесь 2/3 диагональ это 11 мм. Если сложите на 3 – получиться 33. Те почти тоже самое! Основной параметр, который влияет на светочувствительность это pixelsize. Те количество пикселей практически одинаково, но в кинокамере все на одном сенсоре, а в телевизионной камере все разнесено на три. Почему весь мир пошел по такому стандарту? Потому-что у телевидения другие цели и задачи. У камеры для ТВ матрицы своя «пластика», можно быстро отъезжать и наезжать и изображение будет без искажений.

Различие стедикама в кино и на телевидении

Стедикам в кино и на телевидении очень сильно отличаются по функционалу. В кино на него вешают RED или Arri, нагружают радиофокусом и другим оборудованием и оператор просто перемещается вместе со всеми этим обвесом. Стедикам на телевидении это просто камера и ручка трансфокатора.

Видеооператор на стедикаме по-другому балансирует оборудование. В кино при балансировке опускается за 3 секунды, в телевидении это просто не нужно, здесь главное работа ручкой трансфокатора. Стедикамщик делает шаги и их съедает ручка трансфокатора наездом и отъездом, поэтому картинка получается плавная. Те сама специфика работы телевизионного оператора она вся завязана на ручке трансфокатора. В кино это не нужно, там как правило все снимается одной камерой и одним планом, заранее выставляется и делаются репетиции.

Типы записи. Внутренний носитель и передача сигнала в ПТС

Кинокамера снимает в себя, на внутренний носитель. Логорифмический свет, логарифмические кривые для пост-продакшена. На телевидении все по-другому, основная задача – показать действие в таком виде, в каком оно происходит в реальной жизни. Телевизионные камеры чаще всего не пишут в себя, а сигнал идет по кабелю в ПТС и запись уже происходит там.

В камерах для прямых трансляций несколько сигналов: питание камеры, видео с матрицы на камерный канал и на пульт, обратное видео (с пульта идет в камеру запись программы, оператор может нажать кнопку просмотра и следить за тем, что режиссер показывает в эфире), звук (XLR разъемы для внешний микрофонов), служебная связь оператор-режиссер (в обе стороны) и tally индексация. (Лампочка, которая загорается когда камера в эфире. Есть так же на студийных камерах, чтобы ведущий знал в какую камеру продолжать говорить.) И все эти сигналы идут по одному кабелю в базу. Плюс возможность управлять всеми настройками камеры удаленно: можно накрутить картинку любую и по цветам, и по гамме. Далее уже все заводиться в пульт и режиссер решает какая камера пойдет в эфир.

Итоги

Видеокамера для трансляции и камеры, которые используются в кино – очень сильно отличаются друг от друга. Конечно, небольшие частные компании не могут себе позволить покупать объективы по 200 000 долларов, поэтому на серьезные проекты все арендуется у федеральных телеканалов, а в основном работают на камерах уровня Sony PXW-300K или аналоги, которые более доступы по стоимости. Если сейчас 4K камеры для продакшена уже морально устарели, то в мире прямых трансляций переход на 4K будем ждать еще несколько лет, если не больше.

На данный момент компания Blackmagic выпустила камеры Ursa Broadcast, которые уже более-менее доступны по стоимости в комплекте с объективами Fujinon на сервоприводе. Скорей всего, в ближайшие годы частные компании будут переходить на эти них.

Надеюсь, что эта статья была интересной! За знания благодарим Антона Беляева и его канал на ютубе. Так же у нас можно найти материал о камеры Ursa Broadcast

Есть вопросы про онлайн-трансляции? Вступайте в телеграм-чат специалистов, которые делают онлайн-трансляции https://t.me/streamclub1 – там вам обязательно помогут!

Похожие статьи