Звук и микрофоны для онлайн-трансляции. Часть 3: все про аудио

Микрофоны, аудиомикшеры и подключение
Главная > Блог > Звук и микрофоны для онлайн-трансляции. Часть 3: все про аудио

Это продолжение большой серии статей о прямых трансляциях. Мы делимся своим опытом и рассказываем базовые технические и организационные вещи тем, кто планирует сделать свою первую трансляцию или немного подкачать уровень, если уже что-то делали своими руками.

В первой статье мы рассказали о терминологии, протоколах, кодировании и CDN сетях. Во второй рассказали об отличиях видеокамер по классу, чтобы было проще выбрать свою первую камеру для онлайн-трансляции

Перед вами – третья часть серии, в ней мы расскажем о звуке. Основы работы с аудио и микрофоны для прямой трансляции, основные моменты и ошибки начинающих.

Два важных совета по поводу звука перед началом

Если вы действительно хороший ученик и внимательно следили за предыдущими уроками, то вы уже узнали две важные вещи об аудио.

Во-первых – аудио важнее, чем видео в прямом эфире, потому что люди часто слушают потоковое вещание в фоновом режиме. К примеру, они слушают лекции, отвечая на электронные письма.

Во-вторых – встроенные микрофоны практически во всех камерах непригодны для записи речиВы всегда должны использовать какой-то внешний микрофон. 

Начнем с выбора микрофона для онлайн-трансляции или стрима. Здесь все зависит от того, что вы транслируете и, конечно же, каков ваш бюджет. Тема аудио чрезвычайно широка. 

Я думаю, что это даже сложнее, чем выбрать правильную камеру или подходящую программную платформу для вещания. Для разбора я решил сосредоточиться на двух основных формата мероприятий, которые нужно транслировать.

Прежде всего, простая речь одного человека, разговаривающего с камерой или перед небольшой аудиторией, без использования какого-либо звукоусиления.

микрофон для вебинара

Лучший пример  проведение вебинара или трансляции с одним спикером просто перед камерой.

 

А во-вторых – конференц-зал на большое количество людей, когда без дополнительной акустической системы просто не обойтись.

Конференция

Лучшие микрофоны для вебинаров и персональных онлайн-шоу

Так что, если вы думаете о запуске онлайн-трансляции, вот несколько идей о том, как записывать и транслировать звук хорошего качества для комфорта зрителей.

Настольные USB-микрофоны

Итак, USB-микрофоны – это простое, дешевое и действительно качественное решение. Все , что вам нужно, чтобы подключить его к USB-порту вашего компьютера , и это работает. Один из самых популярных USB-микрофонов являются микрофон Blue Snowball , который стоит около 6000 рублей и Blue Yeticaster , цены на которые начинаются от 20 000 рублей. По многим причинам второй вариант дает более чистый звук и при наличии бюджета мы настоятельно рекомендуем покупать именно этот микрофон.

Конечно, есть большое разнообразие по выбору микрофона для онлайн-трансляции, но примеры выше – проверенные временем и никогда не подведут.

Петличные микрофоны

Так же можно использовать обычный петличный микрофон, стоимость на базовые модели начинается от нескольких тысяч, в районе 7000 рублей уже можно купить очень хороший профессиональный. Подключать его придется через разъем jack 2,5 непосредственно в камеру. Это недорого, звук будет чистым и никакой рассинхронизации.

Петличный микрофон Sennheiser на проводе

Петличный микрофон Sennheiser на проводе

 

Это моё любимое решение, которое я использую чаще всего. Маленький микрофон с зажимом и ветрозащитой, который можно прикрепить к воротнику или галстуку. Они обеспечивают отличное качество, потому что расстояние между ртом и микрофоном очень маленькое. Более того, вам не нужно ставить какие-либо большие микрофоны на стол или беспокоиться о расстоянии между вами и камерой. С небольшим навыком вы можете даже скрыть его под одеждой и он станет невидимым.

Такое решение широко используется в приложениях для телевидения или публичных выступлений, где докладчик хочет иметь свободные руки и свободу передвижения. 

Выше я написал стоимость проводных микрофонов, но можно и сразу купить беспроводной приемник и передатчик, чтобы отказаться от большого количества проводов.

Sennheiser EW-100

Радиосистема с петличным микрофоном Sennheiser EW-100

 

У меня есть опыт работы с беспроводными микрофонами и я гарантирую, что это самое удобное решение для записи звука в трансляцию. Беспроводной комплект состоит из небольшого микрофона, подключенного к передатчику поясного с помощью разъема мин-джек. После этого вы можете прикрепить к передатчику к ремню. Затем его сигнал передается по радиоканалу по радиоканалу на приемник и оттуда уже идет в камеру.

Расстояние передачи сигнала уже зависит непосредственно от модели. Профессиональные решения от Sennheiser обычно стабильно держат даже в районе 100 метров. Но в реальной жизни с такими задачами по расстоянию мы не сталкивались никогда, обычно расстояние спикера с радиопетличным микрофоном и камерой всего несколько метров.

Так же есть более дешевые модели от бренда Saramonic, стоимость модели Saramonic ewmic9 начинается от 15 000 рублей. Я смотрел несколько обзоров на youtube и в целом это неплохой бюджетный вариант. 

Saramonic-Uwmic9

 

Вы можете подключить ресивер к камере с помощью мини-джека 2.5мм или профессионального XLR-разъема, если у вас профессиональная камера.

Много лет мы использовали модель Sennheiser G3 и EW100, это крайне надежные модели и никогда не подведут в записи видео и трансляциях. Главное вовремя менять батарейки и все будет отлично.

Кстати, в этом году мы купили новую модель радиосистемы под названием Sennheiser AVX. Он более удобный в использовании, имеет меньший форм-фактор и отлично подходит в использовании с небольшими беззеркальными камерами типа Panasonic GH4 или Sony Alpha a7s.

Радиосистема Sennheiser AVX-ME2

Радиосистема Sennheiser AVX-ME2

 

Накамерный микрофон-пушка

Наиболее популярными микрофонами, которые нужно устанавливать на камеру являются Rode Video Mics GO и Rode Video Mics Pro. Основное отличие в том, что GO очень прост и не требует никаких батарей для работы. Он берет питание от микрофона на месте вашей камеры. Но PRO предлагает лучшее качество звука и больший контроль, но требует лучшей батареи, поэтому вы должны помнить о том, что некоторые из них должны быть полностью заряжены . 

Микрофоны Rode Go и Rode Pro

Слева Rode Go, справа более профессиональная модель Rode Pro

 

Модель Rode GO стоит в России от 5 3000 рублей, модель Rode Pro начиная от 20 000 рублей. Стоит ли переплачивать за Pro версию? Смотря кому. Мы такие не используем в профессиональных трансляциях, поэтому не буду здесь судить.

Расстояние спикера до микрофона

 

В целом это хороший вариант для записи диалогов, если перед камерой сидят несколько человек. Микрофон даст хороший объемный звук, но спикеры должны находиться прямо перед микрофоном, тк он записывает направленный звук и перед покупкой нужно убедиться, что на камере есть разъем jack 2.5 (мини-джек).

Всенаправленные микрофоны

Всенаправленный микрофон и схема снятия звука

Всенаправленный микрофон и схема снятия звука

 

Скорей всего, микрофон такого типа в ближайшее время вам не понадобиться. Думаю, что не стоит акцентировать внимание на нем и рассказывать подробно о таком типе. Он записывает звук одинаково со всех сторон и используется только в особенных условиях. Последнее, что я вспомню — мы устанавливали такой микрофон во время прямой трансляции спортивного мероприятия в зоне старта автогонки и выводили в эфир звук рева моторов.

 

Звук в трансляции во время конференции или концерта

Давайте представим, что вас пригласили провести прямую трансляцию небольшой конференции или концерта, где используются аудиосистемы и звук с микрофонов или музыкальных инструментов идет в аудиомикшер и уже потом в аудиомониторы. Как забрать такой звук в прямую трансляцию? 

Ни один из типов микрофонов, о которых рассказано выше, не подойдет для такой задачи. 

Вам нужно подключиться непосредственно к аудиомикшеру, который используется на площадке с помощью кабеля jack 3.5 (большой джек) или XLR кабеля и забрать сигнал напрямую. Какой именно нужен разъем – лучше спросить у технического специалиста на площадке, обычно есть выход с названием типа Phones для наушников и через него можно подключиться. 

аудиомикшер

Аудиомикшер

 

Если трансляция идет через беззеркальную камеру и там нет разъема jack 3.5, то можно использовать небольшой usb-аудиомикшер, который работает через обычный usb разъем на компьютере. Мы можем порекомендовать модель Behringer 302, стоит не больше 2500 рублей и отлично себя показал в работе.

 

Как исправить гудение, гул (50 герц) и другие странные шумы

Наиболее распространенная проблема– странный гул или треск, возникающий при подключении камеры к аудиомикшеру. Это вызывается чем-то, что называется контуром заземления (смотрите фото ниже, но все равно ничего не поймете. 

схема заземления звука

 

Обычно это называют просто«50 герц» и я дам вам совет на миллион долларов, как это исправить.

Прежде всего, вы должны посвятить время, чтобы проверить все на заранее. Хорошо, если вы можете настроить все как минимум за один день до мероприятия. В любом случае, вы должны проверить подключение к Интернету и разъем на аудиомикшере, и первым делом проверьте какой приходит звук — чистый или с посторонними шумами.

Обычно на монтаж оборудования для трансляции требуется от 1 до 4 часов, в зависимости от количества камер и сложности комплектации. Плюс какое-то время на тестирование всего оборудования и прогона трансляции.

Если вы пришли в последнюю минуту и что-то идет не так – остается только молиться.  Поэтому, пожалуйста, всегда приезжайте заранее и все проверяйте до начала эфира.

Во-вторых, вам нужно купить устройство под названием Direct Box или «ди-бокс». Серьезно, купи сейчас — здесь нет исключений. Это самое простое решение, чтобы исправить это странное жужжание, когда оно происходит. И на самом деле, он отсекает любой гул из аудиопотока . В большинстве ситуаций все, что вам нужно сделать, это подключить аудиокабель от основного микшера к входу ди-бокса, а затем вывести его на ваш собственный аудиомикшер или камеру.

Direct Box

Подключаем ди-бокс по пути к нашему аудиомикшеру или камере.

 

Существуют активные и пассивные ди-боксы, и если вы заинтересованы в деталях – то мы сами не очень понимаем разницу, но гарантируем, что для простых видеотрансляций вам будет достаточно пассивного.

активный и пассивный дибокс

 

К сожалению, иногда гул настолько сильный, что даже ди-бокс не помогает. Поэтому лучшее, что вы можете сделать в этой ситуации – это попросить о помощи аудиотехника и возможно он сможет помочь. 

Если вы наедине с ситуацией – можете попробовать подключить ваше оборудование (камеры, аудиомикшер) к той же электрической розетке, к которой подключен основной аудиомикшер на месте.

Так же можете поэкспериментировать с питанием вашей камеры и ноутбука от батарей вместо блока питания. Во многих случаях это помогает. Если нет, воспользуйтесь резервным накамерным микрофоном для захвата голоса говорящего независимо от места расположения аудиосистемы. В целом это совет так себе, но в следующий раз вы точно будете знать, что смотреть площадку и все тестировать лучше заранее.

У вас также могут возникнуть проблемы из-за типа камеры. Правда в том, что маленькие камеры типа DSLR, беззеркальные и другие подобные камеры не предназначены для записи высококачественного звука. Многие люди жалуются на шум, который происходит без причины. 

Покупатели таких камер хотяли получить что-то маленькое, легкое и удобное, поэтому производителям пришлось пойти на компромисс и убрать пару деталей, среди которых оказались профессиональные звуковые предусилители. 

Вот почему, если вы хотите добиться хорошего качества звука, используя маленькие камеры, вам следует иметь еще и  внешние шумоглушители или предусилители, которые сделают звук лучше и чище.

Звуковые предуселители для беззеркальной или DSLR камеры

Звуковые предуселители для беззеркальной или DSLR камеры

 

Как исправить синхронизированный звук в трансляции

Следующая распространенная проблема – десинхронизация аудио и видео. Странно, что звук идет быстрее, чем видео. И эта проблема возникает , когда, например вы подключите ваш USB микрофон к компьютеру , а не к смесителю камеры или видео. И сокращение программного обеспечения , которое отвечает за захват аудио и видео сигнала, часто больше времени для кодирования видео, чем аудио, поэтому появляются некоторые странные задержки.

Наиболее надежное решение  подключить микрофон к камере или видеомикшеру. Затем эти устройства позаботятся о синхронизации самостоятельно. Если вам необходимо подключить микрофон непосредственно к компьютеру, например, когда вы хотите транслировать в прямом эфире с помощью USB-микрофона, то самое простое, что вы можете сделать – настроить задержку (или ускорение) звука на уровне программного обеспечения. 

настройка звука wirecast

Настройка звука в программе Wirecast

 

У меня нет опыта в задержке звука в другом программном обеспечении, но уверен, что во всех популярных программах типа OSB или VMix это можно реализовать.

Вы также можете уменьшить качество потокового видео и посмотреть помогает это или нет. Иногда изменение разрешения с Full HD на HD дает положительный эффект. Возможно у вас просто слабый компьютер, который не успевает обрабатывать потоки аудио и видео.

В профессиональных трансляциях мы иногда используем специальные аудиопроцессоры, которые помогают предотвратить искажение звука, но могут давать дополнительную задержку звука.

Аудиопроцессор behringer ultracurve pro deq2496

Аудиопроцессор Behringer Ultracurve pro deq2496

 

Пожалуй это все, что нужно знать о звуке во время прямой трансляции. Надеюсь, что мои советы помогут вашим прямым эфирам стать лучше, а зрители будут счастливее. 

Увидимся на следующем уроке 🙂

Опубликовано:28.12.2019
Теги:
35

Похожие новости